В России планируется разработать методику по формированию стоимости работ и услуг управляющих компаний (УК) по содержанию и текущему ремонту многоквартирных домов. Для этого цены унифицируют. Также может появиться технология расчета стоимости для трех видов тарифов, которые смогут выбрать собственники жилья: эконом, комфорт и премиум. Предложение поддерживается многими экспертами, но еще не существует в форме закона, рассказала зампредседателя комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева в интервью «МК».
- Если человек в любом регионе России выберет тариф «эконом», то в месяц он будет платить меньше, чем сейчас?
- Нет. Речь о возможном создании своего рода калькулятора, в который можно вставить параметры дома и он, на основании технических параметров (месторасположения, стоимости материалов, состояния здания и т. д.), выдаст сумму, которую надо внести потребителю на содержание и обслуживание. Список таких работ закреплен на законодательном уровне. Другое дело, что перечень избыточен и, может быть, часть пунктов людям не нужна. В таком случае у потребителей будет возможность выбрать программу-минимум для оплаты.
По предварительному плану, в тариф «эконом» могут войти только самые необходимые работы, например, подготовка дома к зиме и проверка работоспособности оборудования, в «комфорт» — мытье лестниц и мусоропроводов (а если это убрать или снизить частоту, то дом просто зарастет грязью), а в «премиум» - уже какие-то дополнительные услуги, вроде украшения территории или повышения энергоэффективности.
По словам независимого эксперта по управлению и эксплуатации недвижимости Юлии Соловьевой, расценки на жилищно-коммунальные услуги унифицировать нельзя. Каждый многоквартирный дом — сложный организм, насыщенный индивидуальной инженерной инфраструктурой, заложенными застройщиками решениями «умного» дома, объектами благоустройства (фонтаны, подсветка и прочее). Поэтому каждая УК изучает проектную документацию, детально исследует комплекс, исходя из этого формируется перечень и регламенты работ по обслуживанию, по клинингу, представлению интересов собственников в РСТ и органах жилищной инспекции.
«Таким образом складывается ставка технического обслуживания, которая предлагается жителям и утверждается на общем собрании собственников. Тариф обязательно привязывается к площади жилья, и всегда тот, у кого больше квартира, будет платить больше. Даже если унифицируют ставки по ряду услуг, то УК будут за счёт таких обоснований, как обветшание домов, или в счет капитального ремонта, сроки которого подойдут еще не скоро, формировать специальные счета и собирать денежные средства на решение аварийных проблем, вместо того, чтобы стабильно обслуживать дом по регламенту», — считает эксперт.
Кроме того, по мнению Соловьевой, если в УК будет маленький тариф, то не будет средств на содержание аварийных штабов и других необходимых функций. «Качественная эксплуатация не может стоить дёшево», — подчеркивает она.
Пользы для жителей в этом предложении не видится, отмечает специалист в области ЖКХ, директор Организации народного контроля, Наталья Чернышева. «Если разделить услуги управляющих компаний по градациям эконом, комфорт и премиум, то возникает большая опасность, что жители будут стремиться платить меньше, а управляющие компании из-за этого будут существенно снижать объем оказываемых услуг», — говорит эксперт.
По мнению Чернышевой, существует опасность того, что попытка привести тарифы к «экономически обоснованным» вызовет только их увеличение, как это практически всегда бывает. Причем, по некоторым оценкам, такой рост действительно может составить порядка 20%.
«Вопрос в самой методике расчета тарифов — что она будет из себя представлять, каким образом будет определяться тип жилья. По моему мнению, даже после стандартизации отрасль в любом случае ждёт плановое повышение цен, при это, качество услуг, скорее всего, останется на прежнем (статистически, достаточно низком) уровне», — адвокат Константин Ерохин.