Марк ГОЙХМАН, главный аналитик TeleTrade:
«Последовательно снимая ограничения на валютные операции, в первую очередь, на покупку, обязательную продажу или перевод валюты, экономический блок правительства предпринимает наглядные попытки ограничить укрепление рубля. Возможно, пока такие действия не дают ожидаемого эффекта, однако в будущем результат будет достигнут.
Поскольку в движении курса российской валюты вниз заинтересованы «сильные мира сего» — доминирующие в нашей финансовой системе экспортеры, Минфин и ЦБ, - существует высокая вероятность ослабления «деревянного» в следующие летние месяцы до 60-70 рублей за доллар, а возможно и ниже.
Между тем, гораздо более заметное влияние на рубль будут оказывать как раз не регулирующие, а экономические обстоятельства. Приток валюты в страну постепенно сократится, так как из-за жесткого эмбарго на продажу энергоносителей отечественным производителям придется снижать экспортную отгрузку нефти и газа. В свою очередь, спрос на евро и доллары возрастет — подойдут к концу зарезервированные зарубежные товары, которые придется чем-то замещать.
Формирование новых логистических цепочек и развитие параллельного «серого» импорта будут способствовать увеличению внутренних валютных потребностей. Нельзя забывать и влияние туристического фактора: многие россияне в течение года подкупают евро исключительно для зарубежного отдыха.
Оптимальным способом избежать любой возможной паники, может стать предложение правительством населению выгодного инвестиционного инструмента, позволяющего не только нивелировать потери от ежегодной инфляции, но и принести реальный доход, чтобы уже не пришлось заниматься крайне сомнительной игрой на валютном рынке».
Сергей СУВЕРОВ, инвестиционный стратег УК «Арикапитал»:
«Поскольку доллар является мировой резервной валютой, его курс серьезно провалиться в цене не может. Нынешнее снижение котировок «зеленого» является прямой причиной действия отечественных экономических властей.
Но в целом доллар продолжает являться финансовой подушкой не только для импортеров российских товаров, но и главной поддерживающей силой для огромного количества государств с развивающейся экономикой. Регулировать внутренний курс зарубежных валют можно сколько угодно — спустить стоимость «бакса» хоть до 40 рублей - вполне реально, однако, уверяю вас, приобрести его по такой низкой цене не получится ни в одном банке. Придется толкаться на «черном рынке», реанимация которого в России видится достаточно предсказуемой.
Россиянам, которые на протяжении десятка лет скапливали американские денежные знаки в надежде на укрепление их котировок, можно дать один принципиальный совет: продолжайте сберегать свои накопления «под подушкой» — поскольку валюта сейчас не в цене, то и обменивать эти средства, сформированные с большим трудом, на рубли нет смысла.
Продвинутая часть российского населения, которая до последнего момента могла инвестировать свободные деньги в отечественные или зарубежные активы, утратила возможность обогатиться на таких вложениях. Фондовый рынок работает с гораздо меньшей отдачей, темпы развития промышленности падают, что приобретает формы технологической деградации. Поэтому даже те люди, которые накопили $3-5 тыс долларов, способны в недалеком будущем превратиться в небольших «акул капитализма».
Дмитрий ПАНДОРИН, частный инвестор.
«Мне, как человеку, накопившему несколько тысяч долларов, которые моя семья рассчитывает потратить не на сиюминутные покупки, а отложить на будущее, конечно, хотелось бы видеть курс доллара в районе 120-130 рублей. Значительная часть этой валюты приобреталась по котировкам, существенно более высоким, чем сегодняшние. Поэтому бежать сейчас и менять эти накопленные доллары на рубли, я не вижу никакого смысла.
Вместе с тем, для меня очевидно, что в интересах отечественной экономики (что и подтверждают ответственные за бюджет чиновники), позиции доллара в районе 75-80 рублей должны являться самыми разумными и взвешенными. Следовательно, я не сомневаюсь, что очень скоро рыночным ли путем или каким-то другим, но доллар дойдет до этих значений.
Думаю, что самое позднее, это произойдет к осени. Не скрою: на протяжении последнего времени у меня и некоторых моих друзей и коллег, располагающих свободными средствами для инвестирования, постоянно возникают мысли по поводу перевода своих сбережений в иные валюты. Я, например, целенаправленно интересовался китайскими юанями и швейцарские франки. Только доллары привычнее. Тем более, что глава ЦБ Эльвира Набиуллина пообещала, что хождение американских банкнот в нашей стране не запретят.
Как-то раз мне пришлось менять в заурядном столичном обменнике 20 фунтов стерлингов. Процесс продлился более часа, поскольку никто из операционистов оказался не способным «узнать в лицо» предложенную мной купюру — менеджеры финансовой организации утверждали, что она «не похожа на евро». Потом, конечно, фунты были обменены на рубли. Но совершенно не хотелось бы попасть в аналогичную ситуацию при конвертации юаней и франков, распознание которых также рискует вызвать технические осложнения».