Анатолий бывший военный. Живет в Калининграде. Мужчина не теряет оптимизма, но признается, что жалеет о прошлой жизни, когда спокойно на выходные катался в Европу.
Начали мы разговор про цемент, которого по слухам, уже не купить в городе.
– Цемент раскупили за один день, искусственно создали ажиотаж, – рассказывает Анатолий. – Бетона на этой неделе тоже нигде не достать. Вроде его планировали подвести к пятнице, но это не точно. И по какой цене, неизвестно. За последние дни стоимость 50 кг мешка бетона поднялась с 540 рублей до 790. Что будет дальше, посмотрим.
Металл тоже возили фурами. Значит, и его не будет.
Производственные сферы эта ситуация однозначно затронет. Очередь на заказы огромная. Перебои с поставками неизбежны, пока не перестроится логистика и дорожка не обкатается. Сильней всего пострадает малый бизнес, как всегда в России.
Хотя «Автотор», где производили иномарки, тоже в стороне не останется. Основной вид доставки у них шел через железные дороги. Еще в новостях написали, что приостановил производство завод по металлообработке, потому что перестали завозить медное сырье. По слухам, встали некоторые бетонные заводы.
А ведь наш регион прилично отстраивался по госпрограмме, развивался частный сектор и коммерческая недвижимость. Потребление бетона было огромное. Теперь нет цемента, нет бетона. Еще нюанс: жильё-то построили, а продажи недвижимости упали в десятки раз. Цены задрали. Для нашего региона 5-6 млн рублей за квартиру – огромные деньги, при средней зарплате от 20-35 тысяч.
– Это что, полет в пропасть?
– Вы как-то пессимистично настроены. Сложные времена порождают сильных людей. В жизни много чего может случиться, надо всё рассматривать как опыт. Уверен, что государственные объекты будут строиться, правда, с задержкой. А вот строительство частного сектора может остановиться. До них просто не будут доходить материалы.
Экономика – маленькая экосистема. Небольшие колебания затронут по цепочке другие сферы. У нас много, кто занимается отделкой, стройкой домов, заборами, металлоконструкциями. Ребятам придется тяжело.
Лично я не боюсь экономического кризиса. Кстати, пока мы с вами общаемся, власти региона сообщили, что с цементом проблем не будет.
– Не боитесь, если в городе начнутся проблемы с газом?
– Газовый терминал построили в городе Пионерский. Уверяют, что Калининградскую область полностью обеспечат газом, но, мне кажется, возможно обеспечить только частично. Тут вопрос в другом: какова будет цена за этот газ.
– Туристы к вам тоже больше не поедут?
– В Калининграде туристическая сфера мертвая. Отрасль просела. В том году приезжали 100 тысяч человек в месяц, а в этом году дай бог 60 тысяч наберется. Да и дорого стало в наших краях. В кафе цены задрали. А к нам ведь прилетают, как правило, бюджетники, особых денег у людей нет. Обеспеченные граждане предпочитают отдыхать в Турции, Испании, Италии...
В Калининграде раньше было преимущество – близость к Европе, поэтому сюда ехали. Лично я сдавал в аренду машины туристам. Народ катался по Европе. И таких желающих летом собиралось огромное количество. 50 километров – и ты в Литве или Польше.
Мы сами на выходные ездили в Литву. Отдых получался контрастным. Сегодня ты в Калининграде, завтра в Литве, послезавтра – Польша, потом Чехия, затем Германия. От Калининграда до Берлина всего 700 км.
– И за товаром, наверное, ездили в Европу?
– Конечно. До введения евро в Литве запчасти для машин покупали там. Потом переключились на Польшу, где брали бытовую технику, одежду, стройматериалы, бэушные запчасти. Я лично привез оттуда газовый котел, два телевизора, две кровати, батареи, ковролин, микроволновку, чайник – всего и не перечислишь. И, конечно же, продукты покупали.
– Так вы и сейчас можете поехать.
– Теперь сложно получить визу. И я бы уже не рискнул ехать с семьей на российских номерах.
– Европейцы в Калининград ездили?
– Редко. А после 2014 года туристов из Европы практически совсем не стало.
– В городе чувствуется паника?
– Паника калининградцам не свойственна. Мы всегда жили отдельно от страны и зависели от границ.
«До конца лета продержимся, дальше не знаю»
Ольга – коренная жительница Калининграда. Собеседница рассказала про свои опасения.
– Пока паникуют представители строительного бизнеса. Слава богу, продукты не попали в санкционный список, поэтому продолжим возить их грузовиками через сухопутные пункты пропуска, – рассказывает Ольга. – Вроде в магазинах еще всего хватает, хотя опасения у народа появляются.
Наши фуры стали разворачивать сразу 18 июня. В основном не пропускали тех, кто провозил металл, изделия из черных металлов – эти товары под санкциями с 9 апреля. Основной товар запретят к перевозке с 10 июля. Туда попадут обувь, одежда, мебель и многое другое. Наименований на 66 страниц.
– Продукты возили из Европы?
– Продукты в основном возили из Польши. А вот стройматериалы, косметику и бытовую химию – из Литвы и Польши. В общем, тесно были связаны у нас торговые отношения с соседями.
Но Польша нас давно не пускает. К ним могут проехать лишь определенная категория граждан, с разрешения коменданта нужно запросить транзит. Литва пока без проблем пускает легковые машины по упрощенным транзитным визам.
А вот оформление грузовиков происходит очень медленно, создают очереди на границах.
Еще важный момент. Литовцы перестали выдавать визы водителям. Ребята вынуждены работать по упрощенному транзитному документу – такой тип визы, по которому в течение 24 часов необходимо покинуть территорию Литвы. На легковой машине еще можно обернуться за сутки, а на фуре – никак. В очереди можно простоять до 15 суток. Шенген сейчас никому не выдают. Водители были исключением, кто получал рабочую визу. Сейчас им тоже перекрыли кислород. Весной ЕС запретил нашим перевозчикам работать в Европе.
– Как я понимаю, паромов не хватит, чтобы решить проблему?
– Очередь на паром, чтобы выехать из Калининграда, расписана на 2-3 месяца вперед. Мощностей водного транспорта не хватает. Раньше ведь никто не думал, что нужны паромы в большом количестве.
Фуры, которые развернули за эти дни на границе, поехали в Питер на паром. А там либо очередь на две недели вперед, либо вообще машины не ставят на паром, так как приоритет грузов сейчас – это контейнеры и железнодорожные вагоны. Автотранспорту придется как-то выживать.
Если не наладить сейчас паромную линию, то запасов товаров хватит в лучшем случае до конца лета. На линии всего четыре парома. Самый большой вмещает вроде в районе 30 фур плюс вагоны. Губернатор обещает еще поставить на линию паромы и сухогрузы. Посмотрим.
– Зимой паромы все равно не спасут.
– Да, при шторме паромы не ходят совсем, поэтому не знаю, как выживем. Самолетом доставлять грузы выйдет в разы дороже. Цены в Калининграде и так самые высокие по России – теперь ждем дальнейшего повышения цен...
«Закупились консервами и туалетной бумагой»
Галина: «Пока толком никто ничего не понял. Цены не изменились. Паники, кроме как в строительных магазинах, нет.
Но там ситуация была сложная с введения первых санкций. Мои родственники еще два месяца назад, чтобы купить цемент для забора, провели в строймагазине шесть часов. Но вчера подруга заглянула: очередей нет, товар на полках имеется, только цемент раскупили. Перекупщики активно действуют все эти месяцы, в Интернете цемент продается в два раза дороже, предложений много.
По поводу Литвы: ковид внес свои коррективы давно, туристические и «продуктовые» поездки закончились в 2020 году. Такая же ситуация с Польшей, куда гораздо больше людей ездили.
В ближайшем времени ожидаем повышения цен, но это уже не пугает. Повышение идет регулярно, начиная с марта.
По поводу отключения газа почему-то информацию все нейтрально восприняли. Некоторые даже не вникали в суть запрета – я специально опросила коллег и знакомых.
Могу сказать, что большинство местных, кто живет в регионе давно, находятся в замершем состоянии. Никто не хочет верить в плохой сценарий развития событий».
Денис: «Думаю, что товары, которые попали в санкционный список, появятся, просто доставлять их будут с задержкой, и цена возрастет. Калининград и так входит в рейтинг самых дорогих городов России по продуктам и недоступности жилья даже в ипотеку.
Наши люди еще в феврале закупились всем необходимым: консервами, туалетной бумагой, крупами, сахаром. Напряжение в городе присутствует.
В Калининграде до 2014 года было изобилие литовских товаров – одежда, удобрения, бытовая химия, ну и продуктов, качество которых лучше, да и дешевле они».
«Гостиничные апартаменты стоят пустые»
Евгений: «Я часто посещаю наши курорты и вижу, что раза в два стало меньше народу. За последние пару лет в Калининграде открылись много ресторанов, которые существовали благодаря туристам. Сейчас гостиничные апартаменты стоят пустые. Скорее всего, это связано с неплатежеспособностью населения.
По поводу транзита нас прилично зажали. Пока мы не ощущаем, потому что есть запасы. Но дефицит товаров создается.
Губернатор считает, что в течение месяца вопрос решится. Понятно, что его слова надо делить на два, а то три. Посмотрим, как федеральный центр решит вопрос с транзитом в плане морского сообщения. Возможно, логистика перестроится, но рост цен уже не остановить.
Я работаю в строительном бизнесе. В нашей сфере достаточно непросто, если не сказать критично. Квартиры покупают меньше. Меня выручают клиенты из Мурманска и Хабаровска, которые привозят сюда деньги и вкладываются в недвижимость. Надеюсь, сейчас не передумают».
Дарья: «Я продукты и расходники купила еще в начале марта. Так многие поступили. У меня до сих всё есть, кроме сливочного масла. Сейчас уже нет смысла чем-то запасаться. Все подорожало.
На случай отключения газа, прикупила электрическую плитку. В целом население не дергается. Все надеются, что правительство решит проблему».