Непосвященному человеку кажется, что фитнес — это ерунда: мол, можно качать пресс на коврике дома или выходить на пробежку в парк, вот и весь фитнес! Отчасти это правда — именно такой сценарий выбрали те, кто поставил себе задачу сэкономить на занятиях спортом. Отток людей из фитнес-клубов начался еще во время пандемии. Как рассказала президент «Национального фитнес-сообщества» Елена Силина, специфика фитнес-индустрии серьезно отличается от спорта высоких достижений — и поэтому она сейчас столкнулась с трудностями вопреки общегосударственному курсу на популяризацию здорового образа жизни.
— Мы предприниматели, мы живем за счет прибыли. За 2020–2021 год мы уже потеряли примерно 40% своего рынка. Сейчас на 11,4% сократились продажи абонементов, а из тех клиентов, кто регулярно ходил в клубы, снижение примерно на 12%. Июнь подходит к концу, но весь месяц — минусовые показатели. Осенью мы увидим еще более резкое снижение, поскольку лето традиционно становится «мертвым сезоном». Конечно, важно развиваться и покупать оборудование, но сейчас всем не хватает оборотных средств, чтобы это делать, — объяснила Силина.
По ее словам, именно с нехваткой оборотных средств связано снижение сервиса, на которое уже начали жаловаться некоторые клиенты фитнес-клубов. Когда существуют проблемы с деньгами, предприниматели прежде всего сокращают «дополнительные» расходы: перестают предоставлять клиентам полотенца, стаканчики для воды в кулере (или кулер как таковой), пренебрегают плановым ремонтом в душевых и раздевалках… В результате — еще один удар по бизнесу: те клиенты, которые могли бы позволить себе продолжать заниматься, отказываются от услуг клуба с ненадлежащим сервисом.
Однако главная проблема, как объясняет Елена Силина, — покупка и обслуживание спортивного оборудования: всевозможных тренажеров.
— Если мы будем работать с некачественным оборудованием, то лояльность клиентов обязательно будет снижаться. Допустим, даже две неисправные простаивающие дорожки — это серьезная проблема, особенно в час пик. Сейчас мы собираем аналитику от производителей, обсуждаем вопросы содержания оборудования. Почти все оно привезено из-за рубежа: 75% тренажеров — из Европы и Америки. Соответственно, если лопнул трос, его не на что заменить. В России нет таких деталей. Все владельцы клубов задают вопрос: «Как мы вообще можем дальше работать?» Многие крупные клубы получали оборудование напрямую из Европы. Фитнес-оборудование отличается высокой технологичностью — контролирует расход кислорода, пульс, уровень нагрузки на сердечно-сосудистую систему. Это не просто «железо», — продолжает Силина.
Как добавил глава одной из компаний по производству спорттоваров Павел Половников — оборудование для кардионагрузок в России не производится вообще, тут 100% импортных товаров — только на Урале есть одна экспериментальная российская кардиодорожка, но до фитнес-клубов такое оборудование не дошло. Соответственно, в случае проблем с поставками тренажеров для кардиотренировок в Россию временно их нечем заменить — пока не будет налажено собственное производство.
Сергей Иванов, генеральный директор одной из компаний — производителей товаров для фитнес-центров, также рассказал, что те, кто работал с европейским и американским рынками, уже видят: западные партнеры отказались сотрудничать.
— Наш итальянский поставщик отказал нам, хотя оборудование уже оплачено и ждет нас на складе. Стоимость поставки выросла в несколько раз, пока не знаем, как мы это наладим, — объяснил Иванов.
Пострадают от новых реалий не только крупные фитнес-клубы, но и частники: по словам экспертов, после пандемии пошел рост популярности покупки оборудования для дома и открытия небольших студий — люди предпочитали заниматься сами, небольшими группами. Сейчас их возможности заблокированы. Причем, как отметили эксперты, такие небольшие клубы активнее развивались в регионах, а не в Москве.