К этому ведет политика Федеральной ассоциации немецких компаний по жилищному и жилищному строительству (GdW). Сейчас по всем законам температура в жилищах германских бюргеров не должна падать ниже 22 градусов. В общем-то причины понятны: поскольку Россия поставляет в страну все меньше газа, жилищная экономика Германии требует жесткого режима экономии.
Как известно, немцы – жуткие педанты и сторонники беспрекословного «орднунга». Поэтому, прежде чем заморозить своих граждан в жилищах, здесь нужно изменить законодательство.
«Если поставки газа в Германию будут значительно ограничены в будущем и возникнет ситуация дефицита, правовая база должна быть скорректирована таким образом, чтобы стало возможным дальнейшее снижение минимальной температуры до максимального нижнего предела – 18 градусов днем и 16 градусов ночью», – сказал президент GdW Аксель Гедашко газетам медиагруппы Spark.
В последнее время российский энергетический концерн еще больше сократил поставки газа по балтийскому трубопроводу «Северный поток-1». GDW призвал свои компании-члены проверить жилые здания, снабженные газом, на предмет потенциала экономии, сказал Гедашко. Ранее президент федерального сетевого агентства Клаус Мюллер уже выступал за снижение минимальной температуры в жилищах ради экономии. «Государство может временно снизить требования к отоплению для арендодателей. Это то, что мы сегодня обсуждаем», – проинформировал Мюллер налогоплательщиков.
Экономический совет Христианско-демократического союза, близкий к предпринимателям, поддерживает это решение. «В конце концов при комнатной температуре 16-18 градусов можно надеть теплую одежду и укрыться одеялом, – оптимистично настроен генеральный секретарь организации Вольфганг Штайгер. – 20-22 градуса зимой сейчас – это явная роскошь».
Штайгер также предупредил о разрушительных последствиях для рынка труда, если в случае чрезвычайной ситуации перестанут получать газ промышленные предприятия. Они, а не замерзающие квартиросъемщики, будут в приоритете.
Сопротивление оказывает Немецкая федерация арендаторов. «А как же старики? Пожилые люди замерзают быстрее, чем молодые. Рекомендовать им приобрести еще одно шерстяное одеяло – это плохой совет, – считает президент федерации Лукас Зибенкотен. – Тот, кто живет в плохо отремонтированной квартире, также должен рассчитывать на дополнительные расходы».
Понятно, что во всем происходящем немцы винят: а) санкции против России; б) украинцев, которые никак не хотят сдаваться и улучшить им жизнь. Естественно, для европейцев своя рубашка ближе к телу. Тем более когда это тело нуждается в тепле.
«Хотя поставки газа снижены не только из-за санкций, но и потому, что Канада не вернула с ремонта турбины. В аварийном режиме решили не эксплуатировать оборудование и резко снизили поставки газа», – объясняет свое видение проблемы мой знакомый, житель Берлина Александр.
На всякий случай немцы ломанулись заранее затариваться электрическими грелками. «Цены на грелки резко подскочили. Я сейчас смотрю – на треть как минимум. Тоже ищу, какую себе прикупить, – рассказывает Кристина из Марбурга. – При этом врачи предупреждают о том, что электрические грелки опасны для здоровья, поскольку в разы возрастает электромагнитное излучение, которое, как пугают, действует на все ткани человеческого организма и ведет к бессоннице, головным болям и проблемами с нервами. Но мерзнуть зимой никому не хочется».
Еще немцы недовольны тем, что сильно подорожали продукты. Мало того, некоторых опций вообще больше нет в магазинах. «Нам на семью из трех человек на три дня 80 евро нужно на еду, – продолжает Кристина. – Ну, чтобы нормальные продукты кушать. Рыба сейчас идет от 30 евро за килограмм. Дешевле уже нет. В ближайшем супермаркете две недели как нет муки. Только смеси для выпечки хлеба. Одно радует, что упали цены на бананы, потому что их стали меньше продавать в РФ, а в Европу больше».
Хотя, по уверениям немцев, некоторые вещи необъяснимы: например, муки нет, а ассортимент хлебобулочной продукции растет. «Всякие пироги, пиццы, печенья, даже пельмени привозят из Австрии. Лучше бы нормальную муку завезли, а то приучают к этому фастфуду с добавками, чтобы мы растолстели», – возмущаются немцы.
Как говорят, несколько испортилось и качество товаров. Недавно здесь инспектировали торговые точки: взяли на пробу шесть пакетов молока. Обнаружили в двух марках примеси пальмового масла.
Что для россиян в порядке вещей, то для бюргеров, как оказалось, смерть. Газеты шумели. Предполагается, что резкое ухудшение состава продукции связано с сокращением импорта в Германию из Украины и Белоруссии.
«Вообще, молоко нам завозили поляки, убеждали, что это их, а теперь выясняется, что они сами его закупали на стороне, – рассказывает Кристина. – Поставки прекратились – и все. С прилавков исчезли некоторые виды лесных грибов, которые шли из Литвы. А теперь тоже выяснилось, что и они были белорусские».
Справедливости ради стоит отметить, что не все так плохо обстоит на Неметчине. И государство, видя протестное настроение граждан, идёт им на уступки и оказывает помощь. Причем не только адресную – повышениями детских пособий и выплатами малоимущим (300 евро ежемесячно) на еду. Бонус работающим – 200 евро, но их дали только один раз.
А немцы все равно недовольны: им бы наших российских чиновников, у которых зимой снега не выпросишь. Никакой тебе помощи, помоги себе сам и за свой счет.