По прогнозам Минсельхоза, в этом году валовой сбор риса-сырца должен составить 1,1 млн тонн, объем производства крупы риса – 550 тысяч тонн. При этом производство риса-сырца в России сконцентрировано в Краснодарском крае, где за последние месяцы произошло аж два ЧП: оба раза разрушалась дамба на Федоровском подпорном гидроузле. В результате посевным площадям риса нанесен невосполнимый ущерб. Сокращение производства риса-сырца и рисовой крупы ожидается как минимум на 15%. Очевидно, это стало одним из факторов грядущего введения запрета на экспорт.
Ежегодное потребление рисовой крупы в России составляет около 600 тысяч тонн, а еще 100 тысяч тонн экспортируется, включая 20 тысяч тонн в страны ЕАЭС. Сокращение производства риса влечет за собой риски роста внутренних цен, предупреждают в Минсельхозе.
В связи со сложившейся ситуацией аграрное ведомство предлагает временный — до конца 2022 года — запрет на вывоз риса и рисовой крупы из России. Ограничения на экспорт не коснутся стран-членов ЕАЭС (Беларусь, Армения, Киргизия, Казахстан), а также Абхазии, Южной Осетии, ДНР и ЛНР. Кроме того, по-прежнему можно отправлять рис из страны на склады российских воинских формирований, находящихся на территории иностранных государств, в городе Байконур в Казахстане и на архипелаг Шпицберген. Наконец, физлица могут вывозить из страны рис для личного пользования.
В некоторых западных столицах в связи с инициативой Минсельхоза заговорили о новой глобальной продовольственной угрозе, которую несет миру Россия — после дефицита зерна теперь, якобы, беднейшие государства столкнутся с дефицитом риса.
Но так ли все ужасно на самом деле? В прошлом сезоне в России было собрано около 1 млн тонн риса. По данным Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР), в среднем на экспорт идет около 150–200 тыс. тонн (15-20%), в основном в виде крупы.
По словам, гендиректора ИКАР Дмитрия Рылько, российский рис пользуется бы мировом рынке устойчивым спросом - прежде всего, в Турции и странах Средней Азии. По его словам, запрет на вывоз позволит предотвратить возможные скачки цен и стабилизировать рынок внутри России, оставив часть собранного риса для внутреннего потребления. При этом никаких глобальных угроз ограничение российского экспорта в себе не несет. В мире ежегодно продается свыше 50 млн тонн риса. Российская доля не дотягивает даже до 1% от этой величины.
Впрочем, если от мировых проблем обратиться к российским, то ситуация у нас не столь уж безоблачная. Рис относится к числу самых подорожавших продуктов питания. По словам зампреда правления «Руспродсоюза» Дмитрия Леонова, оптовые цены на рисовую крупу постоянно растут. Сегодня она торгуется в среднем по 70,7 тыс. рублей за тонну, тогда как в апреле стоила 62,7 тыс. рублей, а год назад — 42,3 тыс. рублей за тонну. Что касается розницы, то за первые 5 месяца года рис вырос в цене на прилавках магазинов более чем на четверть.
Вообще, ситуация с производством риса в нынешнем году складывается тяжелая. Его основным производителем является Краснодарский край, на долю которого приходится свыше 80% внутреннего рынка. А там весной случилась техногенная катастрофа. Дважды прорывало дамбу на Федоровском гидроузле. Причем второй раз – уже после того, как ее вроде бы восстановили. Видимо, впопыхах и не очень надежно. В результате около половины рисовых полей в крае остались без орошения.
Впрочем, что касается выпадающих из-за аварии объемов риса, возместить их проблем не составит, - уверен кандидат экономических наук, ведущий программы «Сельский час» Игорь Абакумов. «Этого товара на мировых рынках предостаточно: его производят Вьетнам, Индия, Таиланд. Даже с накруткой на логистику он почти вдвое дешевле российского. В минувшем месяце на бирже в Таиланде он стоил 440 долларов за тонну. На наших рисоперерабатывающих предприятиях - 950 долларов», - говорит эксперт. При этом он надеется, что заметного подорожания этого продукта не произойдет и на российских прилавках. «После аварии на Федоровском гидроузле посевы риса увеличил Дагестан. Кроме того, сейчас пущена вода по Северо-Крымскому каналу, в Крыму опять возрождаются рисовые поля», - поясняет Абакумов.