Накануне, 7 июня регулятор увеличил максимальный объем переводов за рубеж для физических лиц до $150 тысяч, но заметного влияния на биржевой курс это не оказало. На взгляд Олега Вьюгина, бывшего высокопоставленного чиновника ЦБ и Минфина, в своем стремлении сдержать инфляцию правительство «отпустило» рубль слишком далеко. И теперь, когда импорт продолжает падать, контроль над ним фактически потерян.
«Теоретически более низкая ключевая ставка должна помочь российскому бизнесу адаптироваться к новым торгово-экономическим условиям, - говорит аналитик TeleTrade Алексей Федоров. – Основные сложности связаны сегодня с ростом рисков и неопределенности в поставках, в производстве и в сбыте товаров. Чтобы эти риски ослабить, необходимо перестроить пострадавшие от санкций бизнес-процессы, а на это потребуется от шести месяцев и более. На то, что санкции отменят, надежды мало».
По словам Федорова, у ЦБ практически не осталось пространства для маневра: в текущих условиях регулятор может снизить ставку максимум до 9%, то есть, до уровня начала февраля 2022 года. И это обстоятельство не позволяет ослабить курс рубля до более комфортной для отечественных экспортеров и бюджета отметки. Что, в свою очередь, лишает государство шансов нарастить импорт, выровнять торговый баланс.
«Пока есть проблемы с логистикой, пока сохраняется макроэкономическая неопределенность, пока люди будут бояться завтрашнего дня, нет смысла стимулировать потребительскую активность, - резюмирует Федоров. – Это, скорее, спровоцирует рост инфляции из-за дефицита импортных товаров и, кроме того, приведет к оттоку клиентских средств из банков, поскольку реальные ставки по вкладам у нас отрицательные».