Дискуссия на тему эмбарго идет в ЕС уже почти месяц, с 4 мая, когда о проекте рассказала глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен. Введению тотального запрета противится, прежде всего, Венгрия, требующая от Брюсселя компенсацию в €15 млрд за «неминуемое разрушение» ее нефтепереработки и экономики.
Чехия и Словакия также не имеют выхода к морю и получают российскую нефть исключительно по «Дружбе». Понятно, что в этой ситуации Евросоюзу гораздо легче договориться относительно морских поставок, нежели отказаться от трубопроводных.
Что касается долей распределения нефтяного экспорта РФ, то на морской транспорт приходится 60-65%, остальное – на трубы. Причем, как выяснил Bloomberg, за последнее время прокачка российской нефти в Азию впервые в истории превысила экспорт в Европу, особенно активно закупали топливо Китай и Индия.
На прошлой неделе танкеры перевезли около 80 млн баррелей – почти втрое больше (в недельном измерении), чем до 24 февраля. В апреле пресса писала, что, если ЕС не введет эмбарго на энергоносители, Россия за 2022 год заработает свыше $320 млрд нефтегазовых доходов. То есть, почти на треть больше, чем годом ранее. С другой стороны, как подсчитали в Минфине, с добычей «черного золота» не все гладко: в апреле она снизилась на 9%, а эмбарго обрушит ее на 17% по итогам года.
Как поясняет руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев, нефтеперерабатывающие предприятия в Венгрии, Словакии, Хорватии и Чехии расположены непосредственно рядом с нефтепроводом «Дружба». Если они потеряют возможность получения нефти из России по этой артерии, им придется каким-то неведомым образом увеличивать логистическое плечо доставки сырья из других стран – сначала морем, а потом железнодорожным транспортом. Создать такую альтернативу быстро нельзя, и в Еврокомиссии это осознают.
«Россия поставляет в Европу порядка 720 тысяч баррелей нефти в сутки по нефтепроводу «Дружба» и 1,5 млн баррелей - морским транспортом из портов Черного и Балтийского морей, а также арктическим маршрутом, - рассказывает Деев. - Сокращение закупок со стороны ЕС будет постепенным, растянутым на 6-8, а то и 12 месяцев (для разных стран). За это время Россия сможет перенаправить эти объемы на другие рынки, прежде всего, в Китай и Индию. Едва ли наша экономика серьезно пострадает, ведь тренд на подорожание сырья сохранится, а значит, и доходы как минимум не упадут».
Глобально для России ничего не изменится, считает специалист департамента стратегических исследований Total Research Михаил Оганезов. Во-первых, даже морское эмбарго все равно будет с отсрочкой, чтобы страны Евросоюза могли найти объемы для замещения. Во-вторых, основные неприятности для нас уже произошли: это и простаивающие в портах танкеры, и вынужденная необходимость продавать нефть в Азию с дисконтом в треть от стоимости Brent.
Что касается ЕС, у членов альянса уже начались серьезные проблемы из-за растущей стоимости топлива: в Италии бастуют дальнобойщики, Польша и Венгрия перекрыли въезд иностранным автомобилям, Польша оказалась поставлять сырье на Украину бесплатно и теперь будет его только продавать.
«Сложно сказать, насколько пострадает отечественная экономика, если Брюссель введет нефтяное эмбарго, - говорит эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. – Склоняюсь к тому, что не очень сильно.
Если в результате санкций наш экспорт упадет, сырьевые цены в мире вырастут, и Россия доберет доходность за счет других рынков. Наша цель – не объемы добычи нарастить, а заработать на новой ценовой конъюнктуре, монетизировав имеющиеся запасы.
Важно то, что в последней версии шестого пакета ЕС нет запрета на транспортировку российской нефти и на страхование сделок. В первоначальном, более жестком варианте, все это было. Если бы Евросоюз остановился на нем, нашей стране пришлось бы намного хуже, в частности, она не смогла бы переориентироваться на другие рынки».
Показательно, резюмирует Юшков, что даже глава Минфина США Джанет Йеллен призвала европейцев поаккуратнее подойти к шестому пакету – во избежание разгона мировой инфляции. Чем дольше период высоких цен на сырье, тем тяжелее общий эмоциональный фон для потребителей на Западе.