Как рассказал в беседе с «МК» директор по отделке и благоустройству компании MR Group Михаил Филон, в течение последних месяцев наблюдается дефицит строительных материалов из-за ухода крупных брендов. Из-за санкций унитазы подорожали чуть ли не вдвое. Люди отказываются их покупать — в надежде на скорое снижение цен.
Впрочем, есть достаточно много альтернативных предложений от различных компаний как отечественных, так и азиатских производителей.
— Речь не только про Восточную Азию, а также про южную и западную ее части. Несмотря на резкие заявления некоторых брендов и закрытие магазинов, многие из них продолжают поставки и перестраивают логистические цепочки, что влияет на рост стоимости в среднем от 20 до 30%. Допускаю, что часть брендов может вернуться в каком-то другом виде. Особенно можно отметить такие страны, как Иран и Индия, где за последние годы появилось много современных и интересных производств.
В Иране за последнее время было построено множество производств — это означает, что именно там сейчас современное оборудование. Если итальянские производители работают на оборудовании, созданном достаточно давно, то в Иране за последние несколько лет ввиду объемных инвестиций появились целые производственные кластеры, поэтому разница лишь в новизне оборудования, на котором работают иранские производства, это касается керамогранита и частично сантехники, — рассказывает эксперт.
По словам Филона, в премиальных проектах, где предусмотрено итальянское или французское оборудование, стараются максимально его сохранить и ничего не менять — например, использовать лифты швейцарского бренда.
Правда, ситуация на строительном рынке складывается непривычная. Стройматериалы дорожают — плитка, обои… Люди, заказавшие их еще пару месяцев назад, остались в большом выигрыше.
Например, флизелиновые обои за месяц подорожали на 100 процентов — в два раза! «Я покупала шесть рулонов обоев в виде кирпича за 20 тысяч рублей в апреле — и то мне казалось, что переплачиваю, — рассказывает продавец сантехники крупного отечественного магазина Юлия Иванова. — А теперь такой же набор стоит в два раза дороже!»
— Действительно, дефицита строительных материалов в 2022 году не ожидается: отечественные производители уверенно занимают ниши исчезнувших брендов, а поставщики импорта постепенно перестраивают логистику на параллельный импорт Востока, — говорит специалист по цифровизации садоводческих хозяйств Федор Мезенцев.
Но такие изменения способствовали росту цен в 2022 году на отечественные материалы в среднем на 30–50%, а импортные подорожали из-за временного дефицита и логистики на 60–70%.
Заметные проблемы из-за дефицита возникли у застройщиков, которые выполняли работы на объектах по зарубежным дизайн-проектам. Определенного типа плитку или сантехнику или купить негде, или цена выросла на 200–250%!
Заказчикам придется подождать выстраивать новые логистические цепочки, вносить изменения в проект или переплачивать.