Россию ожидает двухлетняя рецессия: ВВП будет сокращаться в 2022 и 2023 годах – соответственно, на 7,8% (рекордное падение со времен кризиса 2009-го) и 0,7%. По оценкам Минэкономразвития, основные сложности в реальном секторе связаны с нарушением логистических цепочек, необходимостью перенастройки производства и невиданным снижением импорта, в первую очередь машин, оборудования, комплектующих.
Импорт в 2022 году упадет на 27% в физическом выражении и на 17% в стоимостном: с $304 млрд до $251 млрд. Причем в эту прогнозную оценку уже заложена реализация всего комплекса мер поддержки, включая обнуление ввозных пошлин на ряд товаров и разрешение параллельного импорта. Снижения цен не предвидится: инфляция по итогам года составит 17,5%.
«Минэкономразвития, который прямо отвечает за рост ВВП, состояние хозяйства, по определению должен быть оптимистичнее в прогнозах, чем Центробанк, - рассуждает главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман. - ЦБ предполагает сокращение ВВП на 8-10%, Минэкономразвития – на 7,8%. Но МЭР представил базовый сценарий, а иные варианты не озвучены.
Сейчас, когда санкция ужесточаются, а спецоперация на Украине далека от завершения, очень сложно оценить глубину будущих проблем. Вместе с тем, представленный сценарий несет в себе очень серьезный негатив для экономики и рядовых россиян».
Падение ВВП приведет к взлету безработицы до 6,7% в 2022 году – это почти в полтора раза больше, чем в прошлом году, когда она составила 4,8%. В следующем году ситуация с занятостью на улучшится.
Что касается инфляции в 17,5%, то это можно считать минимальным параметром. Прогнозируемое падение экспорта, импорта и внутреннего производства подхлестнет цены, создаст товарный дефицит, снизит наполняемость федерального бюджета. В ближайшие год-два страну ждет безрадостная перспектива очередного «затягивания поясов», уверен Гойхман. Граждане будут потреблять почти на 7% меньше материальных благ по сравнению с и без того крайне низким уровнем 2021 года. И это - после восьми лет непрерывного снижения реальных доходов.
«Точность любого прогноза определяется содержанием экономической политики, - говорит ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников. – Спад ВВП на 7,8% - вполне правдоподобный сценарий при условии реализации мер антикризисной поддержки населения и бизнеса. Речь идет об индексации социальных выплат, зарплат бюджетников, о льготных кредитах для тех, кто займется параллельным импортом. Очевидно, что такой импорт будет заметно дороже обычного – из-за рисков попадания зарубежных поставщиков под вторичные санкции».
Что касается падения реальных располагаемых доходов на 6,8%, это весьма прискорбное обстоятельство. Просядут все их элементы – зарплаты, доходы от предпринимательства, собственности, сдачи жилья в аренду. Людям станет намного сложнее обслуживать кредиты, производить обязательные платежи, прежде всего, за услуги ЖКХ. То есть от уровня успешного для России 2013 года мы будем отставать уже не на 10%, а на 15%. По некоторым прогнозам, пусть и алармистским, но значимым, по итогам года малоимущих граждан станет больше на 20%, резюмирует Масленников.
«Сценарий, обрисованный Минэкономразвития, вполне реалистичен, учитывая давление Запада, влияние санкций на потоки критически необходимого импорта для отечественных отраслей и перспективы снижения экспорта энергоносителей - угля, нефти и газа, - говорит профессиональный инвестор Федор Сидоров. – Только в апреле поставки газа в дальнее зарубежье сократились на 27%».
Разумеется, макроэкономические проблемы обернутся головной болью для россиян. Столь резкое падение ВВП – это ликвидация тысяч рабочих мест: ради сокращения затрат компаниям придется идти на оптимизацию штата, пересматривать фонд оплаты труда. По словам Сидорова, из-за снижения доходов, закредитованности населения и высокой инфляции будут стагнировать многие сектора, кроме разве что всегда актуальной продуктовой розницы. По итогам апреля в непродуктовой рознице падение уже составило более 50%, в продажах автомобилей – 80%.
Впрочем, у россиян есть рубль, признанный агентством Bloomberg самой быстрорастущей валютой 2022 года. В среднесрочном прогнозе его курс за этот год обозначен в 76,7 за доллар. Но легче ли от этой оценки людям и экономике? Цены на потребительские товары продолжают расти, в стране копится огромная масса бесполезных по большому счету долларов и евро: купить на них ничего нельзя. А с точки зрения бюджетной стабильности сильный рубль – скорее помеха, нежели подспорье. Уже в апреле госказна вышла в дефицит на 350 млрд рублей, и эта «дыра» к концу декабря грозит расшириться до триллионных значений.