Согласовывая пятый пакет антироссийских санкций еще в апреле, ЕС столкнулся с проблемой — фрондой в виде нескольких восточноевропейских стран, серьезно зависящих от нефти из РФ. Негласным лидером «отступников» традиционно считается Венгрия: ее премьер Виктор Орбан известен не только своим курсом на прагматичные отношения с Россией, но и тем, что в целом нередко пренебрегает общеевропейскими ценностями.
В пятый пакет нефтяное эмбарго Евросоюзу включить не удалось, но к шестому санкционному раунду в Брюсселе надеялись найти компромисс. Виктор Орбан же позиции не изменил: после объявления 4 мая о планах общеевропейского запрета на нефть из РФ премьер назвал это угрозой, равносильной «сбросу ядерной бомбы» на Венгрию.
«Мы сказали, что санкции по углю (включены в предыдущий пакет ЕС — «МК») не помешают, потому что они не затрагивают Венгрию; но теперь мы действительно подошли к красной черте, двойной черте, потому что нефтяное и газовое эмбарго разорит нас», — подчеркнул политик.
По словам Орбана, технический переход венгерских нефтеперерабатывающих заводов и трубопроводов на переработку нефти из альтернативных России источников займет по меньшей мере пять лет и потребует огромных инвестиций. А это приведет к дальнейшему росту цен на энергоносители, к отключениям снабжения и безработице, подчеркнул премьер. Венгерские официальные лица заявляют, что теоретически могли бы получать нефть из Хорватии, но в этом случае потребуется, чтобы она сама серьезно увеличила свои мощности. А для этого нет денег уже у небогатого хорватского правительства.
Кроме Венгрии, не спешат отказываться от российских углеводородов Словакия и Чехия. Европейская комиссия заявила, что готова помочь государствам, которые критично зависимы от энергопоставок из РФ. Около четверти нефти всего ЕС поступает из России, но некоторые страны потребляют гораздо больше других, не обладая собственными сколь-нибудь значимыми запасами. Те же Венгрия и Словакия, не имеющие выхода к морю, более чем на 90% зависят от российской «черного золота».
«Мы признаем, что Венгрия и другие страны, не имеющие выхода к морю и имеющие значительную энергетическую зависимость от поставок российской нефти, находятся в очень специфической ситуации, которая требует от нас поиска конкретных решений», — заявил 10 мая представитель Еврокомиссии Эрик Мамер. Он подчеркнул, что опасения Венгрии «вполне законные», а поэтапный отказ от российской нефти должен включать «дифференцированные сроки, соответствующие различным ситуациям в конкретных странах». «Это определенно одна из важных переменных, потому что, очевидно, если вы говорите об инвестициях в модернизацию инфраструктуры, вам нужно время», — отметил представитель ЕК.
Глава комиссии Урсула фон дер Ляйен днем ранее провела переговоры с Орбаном, которые расценила как продуктивные. Хотя в Еврокомиссии заявили, что вопрос дифференцированных сроков отказа от нефти из РФ не был на повестке встречи с венгерским премьером, в СМИ уже просочились предварительные данные на этот счет. Поблажки действительно есть: проект эмбарго предусматривает предоставление Чехии «отсрочки» до конца июня 2024-го, а Венгрии и Словакии — до декабря того же года включительно. Всем же остальным странам-членам ЕС время на подготовку дано лишь до окончания 2022-го. Однако даже щадящие временные рамки все равно гораздо скромнее тех, что обозначил Орбан, потому в союзе параллельно рассматривают и вариант с денежной компенсацией затрат Будапешта.
Уже 18 мая Еврокомиссия намерена официально объявить о вступлении в действие энергетической стратегии под названием REPowerEU. Программа, обнародованная еще в марте и направленная на уход от российских углеводородов к 2030 году, предполагает не только развитие альтернативных источников энергии, но и выделение средств наиболее уязвимым в вопросах энергообеспечения членам Евросоюза, включая, конечно, и Венгрию. «Время и деньги это сообщающиеся сосуды, — заявил представитель ЕС, близкий к разработке стратегии. — Чем больше мы сможем помочь Венгрии с REPowerEU, тем быстрее они смогут отказаться от российской нефти». Пока о конкретных суммах заявлений не прозвучало.
Помимо денег в рамках REPowerEU, у Брюсселя есть и кое-что еще, чего могла бы потребовать Венгрия. По словам европейских чиновников, текущая дискуссия об энергетике отделена от другого, не менее важного и давнего спора между Еврокомиссией и Будапештом — о сокращении финансирования Венгрии за пренебрежение демократическими ценностями.
Однако в перспективе эти два досье вполне могут быть рассмотрены комплексно. Ранее Евросоюз удержал порядка $8 млрд, предназначенных венгерскому руководству для восстановления страны после пандемии.
Правительство Орбана обвиняют в отступлении от законодательных норм союза, чрезмерном контроле над судебной системой, подавлении свободы СМИ, отрицании прав сексуальных меньшинств и т.п. ЕС, конечно, не к лицу отказываться от самих претензий, но, по крайней мере, он сможет разморозить венгерские средства в обмен на лояльность Будапешта к эмбарго.
Таким образом, курс Евросоюза на задабривание Венгрии отсрочками и денежными поблажками выглядит сейчас основной стратегией Брюсселя. Такой расчет вполне логичен и в долгосрочной перспективе: вновь заморозить венгерские активы можно в любой момент, предлогов для этого хватит, а вот решение по эмбарго, будь оно принято, вспять уже не повернуть.
Вероятно, конкретные финансовые предложения Будапешту уже сделаны, неспроста 10 мая после телефонного разговора с Виктором Орбаном французского президента Эммануэля Макрона в Елисейском дворце заявили о «контактах всех уровней, чтобы обеспечить глобальную сделку по шестому пакету санкций». А государственный секретарь Франции по делам Европы Клеман Бон даже допустил, что консенсус в ЕС может быть достигнут на текущей неделе.