МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Список товаров для параллельного импорта cориентировали на зажиточных россиян

Главные позиции в нем заняли премиальные автобренды

Минпромторг подготовил перечень товаров, которые можно ввозить в Россию без разрешения правообладателей. В нем 50 категорий и около 200 брендов, приостановивших свою деятельность в РФ. Главные позиции в списке занимают автомобильные марки: Tesla, Land Rover, Jeep, Jaguar, Bentlеy, Cadillac, Chevrolet, Hummer, Rover. Кроме того, параллельный импорт будет действовать в отношении смартфонов и техники Apple, Asus, HP, Panasonic, Samsung, Nokia, Sony, Intel, принтеров и сканеров Huawei и Lenovo, бытовой техники Electrolux, Miele, Siemens, Dyson, игровых приставок X-Box, PlayStation, Nintendo.

Фото: Геннадий Черкасов

По несчастью (или счастью), в список не попали ювелирные изделия: как пояснили в Минпромторге, украшения не имеют стратегического значения, отечественные производители сами могут восполнить эту нишу. Зато там присутствуют мех, парфюмерия, текстиль, одежда и обувь. В целом не похоже, что речь идет о товарах подлинно народных и массовых. Россия, напомним, делится на относительно развитые города и отсталую провинцию. Составленный чиновниками перечень ориентирован скорее на образованное население мегаполисов со средней заработной платой от 100 тысяч рублей.

Многие в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде действительно не могут обойтись без премиальных автомарок. Когда в гараже стоит не «Жигули» шестой модели, а Bentlеy или Cadillac, изоляция от цивилизованного мира уже не кажется концом света. Кроме того, сполна ощущаешь заботу о себе со стороны родного правительства. Ну а маргинализированным обитателям глухой периферии с зарплатой в 20–25 тысяч, попивающим пивасик с утра до вечера с водочкой по выходным, вообще все равно. Какие еще санкции? Как жили до этого, так и будут жить. Главное, чтобы на столе были картошка, хлеб, овощи, немного мяса и, конечно, спиртное. Тремя тысячами килокалорий в день эти люди всегда будут обеспечены. Огород — в помощь.

Кстати, Запад наложил запрет на поставки именно дорогостоящих товаров, в частности, премиальных автомобилей дороже €50 тысяч. Поэтому логично, что защита понадобилась прежде всего их владельцам, оказавшимся вне зоны комфорта. Но что-то в этой истории все равно смущает. Вспоминается эпизод из «Двенадцати стульев»: «В этот день бог послал Александру Яковлевичу на обед бутылку зубровки, домашние грибки, форшмак из селедки, украинский борщ с мясом первого сорта, курицу с рисом и компот из сушеных яблок». В 1927 году, когда происходили описанные в романе события, советская Россия утопала в убогом, сером быте, по улицам ходили толпы беспризорных. При этом хватало и таких типажей, как «голубой воришка» Александр Яковлевич, завхоз 2-го дома Старсобеса, всегда готовый польстить вышестоящему начальству.

Отрапортовать — дескать, все сделали для народа, — российская архетипическая манера. Очевидно, что подавляющему большинству населения придется жить в условиях дефицита и некогда вполне обыденных вещей иностранного производства, которые отныне будут недоступны. Параллельный импорт, на государственном уровне легализующий пиратство и челночные перевозки, не позволит удовлетворить запросы хотя бы по причине неадекватных цен. Конечная стоимость товара наверняка будет выше, чем при прямых поставках, — за счет «накруток» промежуточных звеньев, более сложной логистики. Еще один очевидный его минус — отсутствие фирменного сопровождения ввозимой продукции: производитель не обеспечивает гарантию, ремонт и замену. Плюс высок риск вероятной подмены оригинала контрафактом на какой-то стадии поставок.

Что касается долгосрочной перспективы, параллельный импорт совершенно точно приведет к тому, что зарубежные компании-беглецы лишатся экономических стимулов к возвращению. Поскольку будут перечеркнуты все те вложения, которые они годами, десятилетиями делали в инфраструктуру, в свои мощности на территории РФ.

Кроме того, не надо считать эту меру абсолютной панацеей. В любом случае за оборотом подсанкционных товаров будут тщательно следить американские и европейские регуляторы, поэтому любая компания-поставщик рискует попасть в черный список, под вторичные санкции. Тем, кто будет отгружать Bentlеy, Jaguar или Cadillac, кто будет ввозить эти «запрещенные» автомобили в Россию по новым, альтернативным схемам, придется жить под вечным дамокловым мечом.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах