В России предложили отменить бумажные квитанции на оплату услуг ЖКХ. Соответствующую инициативу Минцифры обсуждает с Минстроем. Согласно расчетам аналитиков, в случае отказа от использования бумажных квитанций управляющие компании и ТСЖ сэкономят до 5 млрд руб. в год. Но как быть тем, кто привык ориентироваться именно на квитанции в бумажном виде — например, пожилым людям, далеким от электронных новшеств?
По словам первого вице-президента «Опоры России» Павла Сигала, постепенный уход от бумажных платёжек — это прекрасная инициатива с точки зрения расхода ресурсов. Вместе с тем он считает, что такая цифровизация должна быть добровольной, поскольку для многих граждан, особенно преклонного возраста, переход на электронные платёжки будет просто невозможен.
«Речь идет о постепенном отказе от бумажных платежных квитанций. Естественно, что там, где недостаточно развиты системы оплаты ЖКХ в электронном виде, где нет такой возможности (удаленные регионы, сельские территории) процесс будет идти постепенно. Скорее всего, пенсионерам будет предложено оплачивать платежки на почте, там же им будут давать все данные по сумме платежей. Или в МФЦ можно будет попросить сотрудника распечатать нужную платежку с Госуслуг», — полагает управляющий партнёр B&C Agency Иван Самойленко.
Другое предложение Минстроя — отменить ежемесячную оплату теплоснабжения равными суммами в течение всего года и заменить ее оплатой по факту сезона отопления. Сейчас, согласно постановлению правительства, предусматривается две системы оплаты отопления: в течение отопительного периода и равномерно в течение календарного года.
С оплатой в течение отопительного периода все понятно — размер платы рассчитывается на основании показаний прибора учета в соответствующем расчетном периоде — то есть оплата производится по факту потребленной энергии.
С системой равномерного внесения сумм в течение года все сложнее. Плата сначала рассчитывается на основании прошлогодних показаний потребления тепла, затем потребителями ежемесячно в течение года осуществляются платежи, а потом производится перерасчет на основании показаний прибора учета за текущий год.
По результатам перерасчета плата за отопление может существенно вырасти, если отопительный сезон в этом году был холоднее, чем в прошлом и разницу придется доплатить, отмечает старший управляющий партнер юридической компании PG Partners Петр Гусятников. Резкое увеличение сумм в платежке всегда вызывает недовольство потребителей коммунальных услуг (это отмечалось и в текущем году), что является нежелательным.
«Основным минусом перехода на оплату коммунальных услуг по итогам отопительного сезона является увеличение неравномерности стоимости коммунальных услуг, ведь платить в течение отопительного сезона придется больше, чем в период отключения отопления», — подчеркивает он.
Наиболее странной выглядит инициатива Минстроя предусматривающая введение двойной платы за услуги ЖКХ при обнаружении «лишних» жильцов в квартирах без счетчиков.
Совершенно непонятно, каким образом планируют выявлять «лишних», и кто это может делать, говорит специалист в области ЖКХ, директор АНО «Организация народного контроля» Наталья Чернышева. «Собираются ли эти обязанности возложить на участковых, будут руководствоваться сообщениями от старших по подъездам и соседей, или наймут частных детективов, чтобы следить за жителями? Это очень странная, даже абсурдная инициатива», — подчеркивает эксперт.
По ее словам, такие предложения могут вести к серьезным ошибкам и злоупотреблениям (неровен час, участковым установят планы по выявлению подобных квартир), и их ни в коем случае нельзя допускать.
«Сейчас правительство и, в частности, Минстрой, должны думать о том, как облегчить жизнь гражданам и снизить их платежи, а не наоборот. Поэтому предложения увеличить в два раза оплату ЖКХ кому-либо и по каким-то непонятным основаниям не должны появляться», — уверена Чернышева.