МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Белоусов назвал реальный размер запасов сахара и муки в России

Первый вице-премьер представил антикризисные тезисы правительства

Выступив в перед сенаторами, первый вице-премьер Андрей Белоусов продолжил линию, которую ранее премьер Михаил Мишустин обозначил в стенах Госдумы. Оба доклада роднит сверхжесткая антизападная риторика, еще недавно казавшаяся немыслимой. И оба несут в себе позитивный антикризисный настрой. Если Мишустин говорил в основном о достижениях 2021 года, то Белоусов сосредоточился на текущих задачах.

Фото: Government.ru.

Мишустинский тезис «против нас развязана настоящая экономическая война» в устах Белоусова прозвучал столь же категорично. По его словам, Запад пытается буквально вырвать Россию из международных хозяйственных связей, «запустив тем самым процессы деградации и распада нашей экономической системы».

«По сути, - заявил Белоусов, - предпринята попытка организовать глобальную блокаду России, состоящую, схематично, из четырех колец – финансового, торгового, транспортного и гуманитарного». Но с шестой по величине экономикой мира это не пройдет, и события последних полутора месяцев об этом свидетельствуют, уверен первый вице-премьер. Хотя надо признать: просадка ВВП из-за логистических ограничений и недостатка ликвидности уже началась. В промышленности и торговле объемы производства упали на 11%, в других секторах – на 9-10%.

Из позитивного Белоусов сообщил, что запасы в розничной торговле восстанавливаются, по основным группам товаров они достигли нормы: по сахару это уже более двух недель, по подсолнечному маслу – более пяти недель, по муке и крупам – пять-шесть, детским смесям и консервам – 10-12 недель.

В России формируются новые программы импортозамещения, касающиеся почти 6 млн компаний. В частности, запущена «программа инжениринга комплектующих и производства универсальных компонентов». Кроме того, по словам докладчика, большинство зарубежных компаний, работающих в России, не намерены покидать этот рынок. Первый вице-премьер поддержал думский законопроект о внешнем управлении компаниями из недружественных государств, решившими расстаться с нашей страной.

Уровень поддержки экономики через льготные кредиты, без повышения нагрузки на инфляцию – это 7-8 трлн рублей, заявил Белоусов. Речь идет о кредитовании бизнеса по всем каналам. Достаточно ли таких вложений, чтобы удержать экономику от спада?

«Впервые за последние лет 10-15 власти обратились к повестке кредитного стимулирования, - говорит заведующий лабораторий финансовых исследований Института экономической политики им. Е. Гайдара Алексей Ведев. – Во время кризиса 2015 года этот механизм даже не рассматривался. Сейчас государство отказывается от профицитного бюджета и возвращает в экономику средства, которые ранее из нее изъяло.

В принципе, 7-8 трлн рублей - неплохая «стартовая» сумма. Она равна 5-6% ВВП (в 2022 году ВВП ожидается в районе 120-125 трлн рублей) и впоследствии может быть пересмотрена в сторону увеличения. В широком смысле речь идет о кредитах, предоставляемых госбанками, а также о финансировании из Фонда национального благосостояния. Велика вероятность, что по итогам года экономика рухнет на 10-11%, но никто пока не представляет себе степень реального спада».

Цифра в 7-8 трлн рублей определяется с учетом инфляции: этот ограничитель играет ключевую роль. Ведь если сорваться в гиперинфляцию, то экономика лишится запаса прочности, отмечает главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман.

При этом льготное кредитование – необходимое, но недостаточное условие для выхода из кризиса. Снижение объемов производства связано не столько с нехваткой денег у предприятий, сколько с гораздо более значимыми долгосрочными факторами. Это - падение экспорта и импорта из-за санкций, разрыв логистических цепочек, потеря рынков сбыта и источников комплектующих, снижение платежеспособного спроса россиян.

Сама по себе сумма в 7-8 трлн рублей достаточно весома, но одной ее для преодоления затяжного кризиса ее не хватит. Другое дело, если такие деньги будут выделяться на антикризисные мероприятия ежегодно, говорит доктор экономических наук Игорь Николаев. Конечно, бизнес может взять льготные кредиты, произвести продукцию. Но кому он ее продаст в отсутствие платежеспособного спроса? Внешние заимствования для экономики фактически исключены, доходы от экспорта энергоносителей будут со временем только уменьшаться, поскольку Запад взял курс на ускоренный отказ от всего российского. Систему распределения финансовых ресурсов придется скорректировать именно с точки зрения приоритетов, чтобы обеспечить еще и должный уровень платежеспособного спроса.

«Кроме того, - резюмирует Николаев, - нужно полностью перестраивать логистику, находить альтернативные рынки сбыта. Конечно, Индии мы можем продавать нефть с огромным дисконтом, но ведь при таком подходе рентабельность внутреннего производства и торговых отношений с партнерами будет намного ниже. Так что для поддержки экономики потребуется больше средств и по этой причине тоже».

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах