Центробанк сообщил, что, несмотря на риски для финансовой стабильности, сейчас они перестали нарастать. Следующее заседание Совета директоров ЦБ, кстати, запланировано на 29 апреля. На нем также будет рассматриваться вопрос об уровне ключевой ставки. Регулятор допускает возможность дальнейшего его снижения, «исходя из оценки рисков со стороны внешних и внутренних условий».
«В наших реалиях ключевая ставка очень слабо связана с курсом рубля и показателями инфляции, - говорит кандидат экономических наук, финансовый аналитик Михаил Беляев. - Надо избавляться от ложных представлений, что с ее помощью Центробанк регулирует все и вся. Причем немедленно. Если и есть какой-то эффект, то он растянут во времени и на экономику действует опосредованно - через банковские ставки по кредитам и депозитам.
Сама экономика не видит особой разницы между цифрами 20% и 17%. Что касается нынешнего решения ЦБ, то оно правильное: ставка в 20% была фактически запретительной для работы бизнеса, несмотря на меры правительства по льготному кредитованию. Предпринимателям для получения льготного кредита нужно было собрать уйму подтверждающих документов, плюс возникала почва для коррупции».
Конечно, ставка должна продолжать снижаться и дойти до таких значений, когда наша экономика сможет работать на нормальном банковском проценте. Впрочем, для населения есть отрицательный момент: многие люди, предвкушая высокий доход, переложили свои средства на депозиты под 20% годовых, и теперь их, скорее всего, ждет ухудшение условий по вкладам. Что касается инфляции, то она в большей степени зависит от психологии и поведения потребителей, а не от ставки ЦБ. Цены моментально вздуваются в результате ажиотажного спроса. Инфляция в России не монетарная, она порождена структурой рынка и диктатом монополий, резюмирует Беляев.