МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Мир столкнулся с угрозой голода: почему еда дорожает

Конфликт на Украине спровоцирует дефицит продовольствия и рост цен

По оценкам Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), конфликт на Украине непосредственно скажется на мировых ценах на пищевые продукты: в глобальном масштабе они могут вырасти на 8–22%. Пшеница и растительные масла уже вовсю дорожают: никто не уверен в стабильности поставок. К чему приведет нарушение традиционных цепочек поставок продовольствия? Директор Отделения ФАО для связи с Российской Федерацией Олег Кобяков сообщил в интервью «МК», что от очагов гуманитарного кризиса, локального и регионального ухудшения продовольственной безопасности дело может дойти до усугубления проблемы голода на всей планете.

Фото: Наталья Мущинкина

— Действительно ли Россия и Украина являются настолько крупными мировыми производителями сельхозпродукции, что конфликт между нашими странами способен спровоцировать столь существенный рост цен на продовольствие в мировом масштабе?

— Цены на продовольствие и так росли вследствие коронавирусной напасти последние два года. Конфликт на Украине, к сожалению, усугубляет эту негативную тенденцию. Россия в последние годы превратилась в крупнейшего поставщика пшеницы на международные рынки. Украина в табеле о рангах основных экспортеров этого продукта занимает пятое место. На их долю приходится больше трети общемирового объема экспорта зерновых.

— Что эти две страны поставляют в другие государства и в каких объемах?

— Суммарная доля двух стран в глобальных поставках ячменя составляет 19%, пшеницы — 14%, кукурузы — 4%. В списке торговых партнеров, которые более чем на 30% зависят от этих поставок зерна, — 50 стран. Многие из таких стран, расположенных на севере Африки, в Азии и на Ближнем Востоке, причислены к категориям наименее развитых либо стран с низким уровнем дохода и дефицитом продовольствия. Вдобавок Россия и Украина — мировые лидеры по поставкам рапсового масла, им принадлежит суммарно 52% рынка подсолнечного масла.

— Какие страны являются основными покупателями российской сельхозпродукции? Как сильно они пострадают: на какие продукты вырастут цены, по каким товарным группам может возникнуть дефицит?

— В 2021 году Россия отгрузила на экспорт в общей сложности 32,9 миллиона тонн пшеницы и меслина (смесь пшеницы и ржи, обычно в пропорции два к одному). Турция на 70% зависит от поставок российской пшеницы, а такие государства, как Египет, Катар, Руанда и Киргизия, — на 80%. В числе других крупнейших импортеров этого продукта значатся Ливан, Тунис, Йемен, Ливия и Пакистан.

Причем в основном Россия продает пшеницу в страны, которые сейчас не вводили против нее санкции. Из общего объема экспорта пшеницы в $8,9 млрд за 2021 год на Египет, Латинскую Америку, Африку приходится 90% продаж. В то время как, к примеру, на Евросоюз — лишь 6,5% ($577 млн).

На данный момент трудно прогнозировать масштаб и географию грядущего продовольственного дефицита, связанного именно с российско-украинским конфликтом. Многое будет зависеть от того, как будет развиваться ситуация. Однако уже сейчас мировой рынок реагирует резким повышением цен на зерно и подсолнечное масло.

Фото: Сергей Иванов

— Может ли этот конфликт спровоцировать голод в каких-то уголках планеты?

— По прогнозам ФАО, по итогам февраля — без учета возможных последствий конфликта — на оставшийся период сезона 2021–2022 годов (1 марта — 30 июня) предполагается, что Украина сможет экспортировать примерно 6 млн тонн пшеницы и 16 млн тонн кукурузы. Российская Федерация способна поставить на экспорт порядка 8 млн тонн пшеницы и 2,5 млн тонн кукурузы.

Скорее всего, этот прогноз придется скорректировать. На Украине посевная и уборочная под угрозой. Миграция привела к сокращению трудовых ресурсов, аграрному сектору попросту не будет хватать рабочих рук.

У России больше возможностей для выполнения контрактных обязательств по поставкам сельскохозяйственного сырья и продовольствия зарубежным партнерам. Но возникает немало сложностей, например, с фрахтом, страхованием, логистикой.

Из факторов риска нужно также выделить еще один: высокий спрос и волатильность цен на природный газ подбросили вверх стоимость минеральных удобрений. Так, цены на основное азотное удобрение (мочевину) за 12 месяцев выросли втрое.

— Как конфликт на Украине может отразиться на продовольственном рынке России? Что будет с ценами и ассортиментом?

— Введенные странами Запада санкции против России ударили прежде всего по торгово-финансовому сектору и немедленно сказались на курсе и платежеспособности российской валюты. Выросли стоимость кредитов, цены на ввозимые компоненты: семенной и генетический материал в растениеводстве и животноводстве, кормовые добавки, витамины и ветеринарные препараты. Это неизбежно приведет к росту цен на собственную продукцию внутри страны.

К тому же Россия уже сталкивается с эмбарго западных стран на поставку многих технологических компонентов и оборудования. Происходит временная, а возможно, и постоянная консервация производства в агропродовольственном секторе крупных зарубежных корпораций. Будут нарушены логистические цепочки продовольственных поставок. Ответная реакция рынка ожидаема: рост себестоимости продукции, вызывающий ответный рост оптовых и розничных цен, что прямой наводкой бьет по кошельку потребителя.

В условиях западных санкций Правительство России прибегает к протекционистским мерам для защиты внутреннего рынка и обеспечения собственной продовольственной безопасности. Введен запрет на экспорт зерна (пшеница и меслин, рожь, ячмень и кукуруза) в страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС). При этом для поставок по лицензиям на экспорт, выданным Минпромторгом, предусмотрено исключение. Схожий запрет касается вывоза в третьи страны белого сахара и тростникового сахара-сырца.

Предпринимаются попытки мониторинга и контроля, в первую очередь за динамикой розничных цен и наличием товаров первой необходимости в торговых точках. Вместе с тем эффективность таких мер «пожаротушения» сомнительна и, главное, не устраняет причины продовольственного кризиса. Есть основания полагать, что Правительство России понимает всю степень сложности нового вызова.

Фото: Геннадий Черкасов

— Как ФАО относится к ограничительным мерам в международной торговле продовольствием и какие шаги предпринимает со своей стороны, чтобы сгладить ситуацию?

— Руководствуясь мировым опытом, ФАО убеждена, что не следует ограничивать глобальную торговлю продовольствием и минеральными удобрениями. Снижение импортных тарифов или введение экспортных ограничений способны помочь в преодолении проблем в области продовольственной безопасности отдельной страны в краткосрочной перспективе, но при этом может подтолкнуть вверх цены на глобальных рынках.

Товаропроводящие цепочки должны работать, необходимо обеспечить защиту урожая на корню, сельскохозяйственных животных, инфраструктуры перерабатывающей промышленности, логистических систем. Это невозможно в условиях вооруженного конфликта, когда поля бороздит совсем не мирная гусеничная техника.

Следует обеспечить поддержку уязвимым группам, в том числе внутренне перемещенным лицам. Сейчас страдают прежде всего украинцы. Сегодня, по данным ООН, число беженцев на Украине приблизилось к 3 млн людей, а внутренне перемещенных лиц — к 2 млн. ООН проводит масштабную операцию по экстренной помощи населению Украины, цена которой $1,87 млрд.

В рамках этих усилий ФАО начала помогать сельским жителям Украины, обеспечивая их самым необходимым, чтобы поддержать свои хозяйства, — семенами, удобрениями, а также небольшими суммами денег, всего $50 млн. Что позволит поддержать в эти трудные дни до 100 тыс. личных хозяйств, или 240 тыс. селян.

— Давайте подведем итог: чем грозит миру текущий продовольственный кризис?

— Что касается его последствий для населения планеты, то цены на продовольствие и ресурсы вошли в зону повышенной волатильности. Причем повсюду в мире. Если к тому же происходящий на Украине конфликт существенно сократит производство сельскохозяйственной продукции, приведет к падению платежеспособного спроса населения, к прекращению аграрного экспорта, то проявятся весьма негативные последствия. Какие именно? От очагов гуманитарного кризиса, локального и регионального ухудшения продовольственной безопасности до усугубления проблемы голода на всей планете, от которого в 2020 году страдало 811 млн людей.

С сожалением констатируем, что поставленная ООН цель полной ликвидации мирового голода к 2030 году, и так оказавшаяся под угрозой из-за пандемии COVID-19, вряд ли будет достигнута.

На сколько выросли цены на продовольствие в мире за прошедший год, %

Подсолнечное масло 65,8%

Пшеница 31,3%

Сахар 29,8%

Молочная продукция 16,9%

Мясо 12,7%

Источник: ФАО

Читайте также: Привязать к МРОТ: как сделать пособия по уходу за инвалидами экономически актуальными

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах