МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Мировая авиация начала подсчитывать убытки от «закрытия неба» над Россией

Рейсы в облет российской территории: больше времени, больше расстояния и больше выбросов

В связи с закрытием для западных авиакомпаний воздушного пространства России на фоне украинского кризиса самолетам приходится совершать перелеты с огромным «крюком», что приводит к огромным издержкам.

Фото: pixabay.com

Поскольку в конце февраля Россия закрыла свое воздушное пространство для авиакомпаний из десятков стран — в ответ на санкции, введенные за ее военную операцию на Украине, — около 400 рейсов в месяц, которые ранее выполнялись над РФ, вынуждены совершать более длительные полеты, сообщает CNN со ссылкой на данные Flightradar24.

Вместо того, чтобы использовать воздушное пространство России, некоторые рейсы из Европы в Азию выполняются к югу от российской территории или, в некоторых случаях, вынуждены использовать «мучительно длинный» маршрут над Арктикой. А Россия огромна; это самая большая страна на планете — больше, чем континент Антарктида, напоминает CNN.

Новые маршруты вынуждают авиапассажиров и членов экипажа проводить в воздухе больше времени, преодолевать больше миль и сжигать больше топлива, а это означает увеличение выбросов, вызывающих потепление планеты.

Например, на рейсе JL43 Japan Airlines из Токио в Лондон используется самолет Boeing 777-300ER, который сжигает примерно 2300 галлонов топлива в час. Перенаправленный рейс JL43, который теперь направляется на восток над северной частью Тихого океана, Аляской, Канадой и Гренландией, увеличил время полета на 2,4 часа и, вероятно, сжег примерно на 5600 галлонов больше топлива, что на 20% выше, чем прежде.

А это означает, что рейс JL43 может выбрасывать в атмосферу дополнительные 54 000 кг, или около 60 тонн согревающего планету углекислого газа, согласно произведенным для CNN расчетам Пола Уильямса, ученого-атмосферника из Университета Рединг. Это столько же углекислого газа, сколько средний  автомобиль мог бы выбросить, проезжая 137 тысяч миль, то есть объехав почти шесть раз вокруг планеты.

Пол Уильямс рассказал, что точная скорость сжигания топлива зависит от веса самолета, высоты и скорости полета, и некоторые из этих переменных неизвестны.

«Естественно, многие люди, думая об авиации и климате, сосредотачиваются на выбросах CO2, — сказал Уильямс CNN. — Но на самом деле все намного хуже. CO2 — это всего лишь вершина айсберга. Дополнительное время полета вызывает гораздо большее нагревание, чем километры, которые я вам дал, потому что они учитывают только CO2, а не другие неблагоприятные факторы».

Дэн Резерфорд, директор авиационных и морских программ Международного совета по чистому транспорту, сказал CNN, что расчеты Уильямса «выглядят разумными».

«Во всяком случае, он недооценивает вероятное влияние, потому что, по крайней мере, дальнемагистральные рейсы становятся еще более топливоемкими с увеличением расстояния, потому что они «сжигают топливо, чтобы перевозить топливо», на отраслевом языке», — сказал Резерфорд.

Другими словами, это порочная поглощающая топливо петля: требуется больше топлива, чтобы нести вес большего количества топлива.

По данным службы отслеживания воздушных судов Flightradar24, существует ограниченное количество рейсов, летающих по полярному маршруту вокруг России. Другие выбирают южный маршрут.

Например, рейс LH716 Lufthansa из Франкфурта в Токио увеличил время полета почти на час. Самолет Airbus A340 обычно сжигает около 2000 галлонов топлива в час, что может означать, что дополнительное время полета сжигает еще 1428 галлонов топлива, сообщает CNN. Это дополнительные 13 710 кг выбросов, вызывающих потепление планеты, — столько же выбрасывает средний автомобиль, проехавший 34 000 миль.

Дэн Резерфорд подсчитал, что если российское воздушное пространство будет оставаться закрытым намного дольше, глобальный запас углерода в авиации может увеличиться до 1%.

Это кажется очень низким показателем, но авиаперевозки вносят значительный вклад в климатический кризис, на них приходится более 2% мировых выбросов углекислого газа по состоянию на 2018 год, по данным Института экологических и энергетических исследований. Институт отмечает, что если бы авиационная промышленность была отдельной страной, она бы занимала 6-е место по выбросам углерода.

Полеты могут составлять огромную часть углеродного следа человека. Например, межконтинентальный рейс в одну сторону между Гонконгом и Сан-Франциско выбрасывает больше углекислого газа, чем в результате деятельности среднего британца или 10 человек, живущих в Гане, в течение года, согласно опубликованному анализу 2020 года в журнале Nature. «Меньше летать» часто является первым советом экспертов для людей, стремящихся уменьшить воздействие на климат.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах