Теперь вопрос в том, как отреагирует Европа на этот экономический ход России. Запад неумолимо и планомерно усиливает давление: в пятом раунде санкций ЕС может ввести эмбарго на поставки нефти, пишет Reuters со ссылкой на дипломатов Евросоюза. По данным агентства, поводом может стать любое действие российских войск в ходе «спецоперации», например, «бомбардировка Киева». На эмбарго настаивают государства Балтии, против – Германия.
Болгария было объявила, что не намерена заключать новый контракт с «Газпромом» на поставку газа после истечения текущего. Страна будет искать альтернативных импортеров и надеется на единый контракт в рамках ЕС, заявил болгарский министр финансов Асен Василев, однако затем он поправился: «Без российского газа остановится экономика страны»
Как прогнозирует Международное энергетическое агентство (МЭА), с апреля объем поставок российской нефти и нефтепродуктов сократится на 3 млн баррелей в сутки, что в свою очередь, может вызвать «глобальный шок предложения».
Собственно, об этом говорил в Госдуме и сам Новак. Напомнив, что доля экспорта отечественных энергоресурсов составляет 20% от мирового уровня торговли нефтью и газом, министр заметил: «ТЭК России работает в штатном режиме, а Запад своими санкциями в первую очередь навредит себе». Ситуация чревата коллапсом на рынках углеводородов, непредсказуемым ростом цен.
Финансовые ограничения, запрет на поставки оборудования, отказ иностранных предприятий от работы в РФ, прекращение инвестиций в совместные энергетические проекты – все это означает «экономическую и информационную войну», объявленную Москве. Ее издержки ощущаются уже повсеместно, и не только в России: например, в США с начала года цены на бензин выросли на 19% – после недавнего решения администрации Байдена отказаться от поставок российской нефти.
У нас же, по словам Новака, цены на бензин и дизельное топливо с начала года почти не изменились, при нормальных условиях, «если наши экспортные товары будут реализовываться, мы будем удерживать цены на уровне инфляции».
А если не будут? Что делать в ситуации, когда Россия лишилась львиной доли прежних своих заказчиков, которые взяли курс на полный отказ от ее углеводородов? Куда девать производимые нефть и газ? В этом был смысл вопросов, которые Новаку задал от фракции КПРФ депутат Дмитрий Новиков.
Отвечая ему, вице-премьер напомнил о действующих плановых поставках в страны Ближнего Востока и Латинской Америки, об «активном развитии инфраструктуры на Восток, как газовой, так и нефтепроводной». Завершено строительство «Силы Сибири»: в прошлом году нефтепровод вышел на уровень 10 млрд кубометров газа, поставляемого в Китай, а цель на ближайшие несколько лет – 38 млрд. Ведутся переговоры о строительстве «Силы Сибири-2» мощностью 50 млрд. Однако, заметил Новак, переориентация поставок на другие рынки – непростая задача. Она влечет за собой изменение логистических цепочек, систем взаиморасчетов, поставок. Это не делается за один день: «Если в одном месте убыло, в другом должно прибыть: лишних энергоресурсов в мире нет».