Две самых расходных статьи из школьного бюджета – ремонт и компьютерная техника, станут просто неподъемными.
– Все, что по ремонту, подорожало уже процентов на 40, – говорит директор лицея из Екатеринбурга Олег Поздняев. – Компьютерные классы теперь непозволительная роскошь. Даже если сейчас есть деньги, компьютерную технику магазины продают по 2 единицы в одни руки. Или не продают. Какой там цифровой класс, мультимедиа – один компьютер плюс проектор какой-нибудь. Программное обеспечение и комплектующие к нему больше не поставляют. Какое-то время еще можно будет выкручиваться на старом, а потом все просто перестанет работать, сейчас обновления программ каждый полгода идут.
Продажи компьютерной и оргтехники в стране приостановлены. Все крупнейшие иностранные разработчики ПО заявили об уходе из России. Отечественные разработчики сейчас на всех парах пытаются закрыть эту брешь, но доведение отечественных операционных систем потребует времени и инвестиций.
– Отечественный софт есть, разработчики тоже, – говорит программист Иван из Москвы. – Заказы у нас выросли на 300%. Но в основном это бизнес, торговые площади, большие базы данных, бухгалтерия. Обучающим ПО наши компании будут заниматься, конечно, не в первую очередь.
Также у нас нет отечественной электроники, затея с созданием российского планшета провалилась. Поэтому полностью электронных учебников ждать не приходится. Вдобавок еще не утвержден список разрешенных электронных пособий, сайтов, сетевых энциклопедий и др. – теперь все они должны быть отечественными и получить одобрение Рособрнадзора.
Зато Рособрнадзор заявил о снижении бумажной отчетности для учителей путем создания система документооборота, устроенной по образцу государственных порталов. В ведомстве обещают автоматизировать всю подготовки документов и ответить на любые учительские запросы. Система будет содержать подготовку планов, отметки о прохождении программы, «продленку» и портфолио школьника.
Об уменьшении бумажной работы для учителей президент говорил еще осенью. Но учителя никакого снижения не ощутили. И даже напротив – сплошная морока и двойная работа. В Рособрнадзоре настроены оптимистично, обещая «максимальную автоматизацию» и «единство подходов к содержанию и оформлению» отчетов на портале. Цель – снижение бюрократической нагрузки на учителей. Объем отчетности хотят сделать фиксированным, внеся изменения в закон.
– Зафиксировать хорошо бы, а то очень много «творчества» местных властей происходит, – считает учитель математики московской школы Нина Викторова. – И в части разных планов и сценариев урока, конкурсов и рейтингов, и в части проверочных-контрольных. В этом году, когда объявили о снижении бумажной отчетности, легче-то не стало. Пока новшества с электронной отчетностью отрабатываются, сказано все дублировать. Мало ли что там с компьютером может случиться?
Родители, в свою очередь, уже сейчас столкнулись со своими трудностями. Набор ручек уже стоит 500-600 рублей, другие канцтовары тоже подросли на 200-300 рублей за единицу товара. Но самые большие сложности сейчас с писчей и офисной бумагой.
– Учитель написала нам, чтобы приносили бумагу в школу, – пишет мама 4-классника из воронежской области. – Говорит, всего на класс ей нужно 3 пачки. Бумаги нигде нет, ее продают только оптом по 4 тысячи за коробку. Учителю такое не по карману.
Нехватку бумаги А4 активно обсуждают в учительском сообществе. Есть такие, кто даже рад, мол, дети больше будут писать от руки, «как раньше». Но большинство учителей недовольны – на чем делать пресловутую отчетность? Как вводить компьютерную грамотность и вести уроки технологии, IT, если невозможно ничего распечатать?
Как удалось узнать «МК», самый большой целлюлозно-бумажный комбинат в Светлогорске, производящий популярную бумагу для ксерокопирования, встал. Его владелец, американец из Тенесси, приостановил производство. В частности, потому, что нет химикатов, которые поставляла в Россию финская компания. «Нет химии для отбеливания, нет хлората калия. Сырье заканчивается», – кратко пояснили на комбинате.
Что касается рынка учебников, тетрадей, бумажных пособий - здесь пока дефицита не ощущается. Наши северные целлюлозные предприятия под Архангельском, Котласом работают в штатном режиме, – сообщают на уровне правительства. А вот дорогие издания, которые выпускают на мелованной бумаге, переживают не лучшие времена – такая бумага более чем наполовину импортировалась из Польши, Швеции, Финляндии. Эксперты полагают, что вполне возможно переориентироваться на Китай, Индию и Корею, но для этого потребуется время.