Крым – это уголочек планеты, на который смотрит весь мир, за который в историческое время воевали, а сегодня за него накладывают санкции. При этом те, кто извращаются в придумывании этих санкций, сами приехать не решаются, чтобы увидеть всё своими глазами. Изменения полуострова за 8 лет колоссальные: прорыв во многих сферах. Жизнь крымчан стала другой. Какой – в нашем материале.
В Крыму появилось новое слово – «материковые», что означает приезжие из России. Поймав на себе обиженный взгляд после такого обращения, крымчане спешат объяснить, что это не оскорбительное выражение и явно лучше, чем россияне, потому что крымчане – тоже россияне. Вот украинцев всегда так и называли – украинцы, что, наверное, лишь подчеркивает различие свой-чужой.
Кстати, часто люди с большой земли сами себя называют «понаехавшие». Причем есть специальные чаты в мессенджерах, где все приезжие знакомятся, советуются между собой, делятся впечатлениями, пока не обзаведутся крымскими друзьями в реале.
Очень, очень много стало военных. В Севастополе - это целые семьи, которые приехав на время, остаются жить. Так было еще в украинский период. На границе с Украиной – в Армянске, в Джанкое – служат молодые холостые мужчины. Некоторым крымчанкам удается найти личное счастье.
После референдума, на котором крымчане практически единодушно поддержали воссоединение с Россией, им пришлось узнать, что такое месть украинцев. В 2014-2015 годах началась энергетическая блокада: бывшие соотечественники подорвали линии электропередач в Херсоне. Полуостров в один миг погрузился во мрак: не работала мобильная связь, которая, надо отметить, до сих пор работает в республике с перебоями. Но если правительство еще долго не задумывалось бы об энергетической безопасности Крыма, то блэкаут помог быстрее решить этот вопрос. Раньше регион на 80% зависел от поставок из Украины, на сегодняшний день Крым полностью независим: за это время были построены энергетический мост «Крым-Тамань», 2 новые ТЭЦ «Таврическая» (Симферополь) и «Балаклавская» (Севастополь), реконструирована Сакская ТЭЦ.
Еще одной диверсией со стороны соседей стало перекрытие Северо-Крымского канала, который покрывал 85% потребности засушливого полуострова в воде. Из-за этого в сельском хозяйстве пришлось отказаться от выращивания риса и сократить посевные площади других водозатратных культур. Сильная засуха в 2018 году привела к рекордно низкому для региона урожаю зерновых. А с лета 2020 для жителей пришлось ввести графики подачи воды. Водохранилища пересохли и заросли травой.
На помощь пришла Россия и выделила на решение проблем с водоснабжением почти 8 млрд руб. Был разработан комплекс мер: поиск и использование подземных вод, модернизация сетей. Знаковым событием стал ввод в эксплуатацию Бештерек-Зуйского водовода, что позволило обеспечить водой Симферополь, а для восточного региона было построено гидротехническое сооружение по переброске воды из Тайганского и Белогорского водохранилищ в Северо-Крымский канал с дальнейшей подачей в водохранилища Феодосии, Судака, Керчи. Были построены Нежинский, Просторненский и Новогригорьевский водозаборы.
Уже рассматривали вопрос строительства опреснительных установок, но снять водную блокаду удалось после начала специальной военной операции России в Украине, восстановив Северо-Крымский канал. Новые водные возможности открывают перед Крымом радужные перспективы. «Для региона - это колоссальная возможность возобновить выращивание риса. Это всегда был традиционный и высокорентабельный бизнес», – строит планы председатель Государственного совета РК Владимир Константинов…
С 2014 года на модернизацию лечебных учреждений Крыма было направлено свыше 30 млрд рублей. Дальше только цифры, и они впечатляют. За 8 лет в республике установлено более 100 фельдшерско-акушерских пунктов и врачебных амбулаторий, закуплено более 7 тысяч единиц медицинского оборудования, 31 мобильных медицинских комплексов (передвижные ФАПы, флюорографы, маммографы), 326 автомобилей скорой медицинской помощи и 159 машин для больниц, оказывающих первичную медицинскую помощь. В 2020 году был открыт современнейший многопрофильный республиканский медицинский центр РКБ им. Н. А. Семашко, который обошелся в 10 млрд руб. Сейчас разрабатывается проектно-сметная документация на строительство многопрофильного медцентра в Феодосии, республиканской инфекционной больницы, детской поликлиники в Джанкое и на масштабную модернизацию санатория им. академика Бурденко. До 2025 года в рамках программы модернизации первичного звена здравоохранения будет построено 167 и отремонтирован 121 объект.
Для крымчан стала доступна бесплатная медицинская помощь. Тут, конечно, не всё отлажено: записи на прием к врачу, долгое ожидание квот. Но автор статьи проверила на себе, что можно избежать значительных трат на тех же приемах, консультациях врача, УЗИ и анализов, прикрепившись к одной из больниц, и не заболев ничем серьезным.
Интересны наблюдения семьи с Дальнего Востока, которая уже 2 года живет в Симферополе. По мнению Ольги, местные стараются «задобрить» врачей денежкой. «У крымчан, видимо, с Украины в мозгах осталось - давать врачам деньги. Мол, они тогда хорошо полечат. И удивляются, когда я им говорю, что врачи должны бесплатно оказывать помощь», – отмечает Ольга.
Несмотря на то, что Крым напоминает большую стройку, государственные программы не поспевают за темпами рождаемости, что привело к очереди в детские сады. Повлияли на это и переезды семей с материка. Но власти с этим борются. В смысле - с ликвидацией очередей. И на сегодняшний день всего 6% детей от 3 до 7 лет не обеспечены местами в детсадах. С 2014 года было создано более 30 тыс. мест. «11 зданий дошкольных учебных заведений было возвращено республике, 35 – построены по программе ФЦП и по национальной программе «Демография», установлены 68 модульных детских садов. Еще 15 тысяч мест для дошкольников в детсадах образовано за счет за счет перепрофилирования групп», – рассказывает министр образования, науки и молодежи РК Валентина Лаврик.
Очереди в детсады Крыма намерены устранить к 2024 году. Также к этому сроку введут в эксплуатацию 15 школ. И это необходимо, чтобы убрать вторую смену. За последние 8 лет число учащихся увеличилось на 36 тысяч человек (на 20% по сравнению с 2014 годом). За это время построено 5 новых школ на 3,8 тысяч мест. Для сравнения: за весь украинский период в Крым было построено всего пять школ.
Приоритетным для полуострова стало строительство жилья. Крым и Севастополь находятся в первой десятке российских регионов по плотности населения. После Москвы и Санкт-Петербурга, где на каждый квадратный километр приходится соответственно около 5 тысяч и 4 тысяч жителей, третье место занимает Севастополь – 613 на «квадрат». Крым - на 9-ом месте - 72.
За прошедший год в республике построили более 9,2 тысяч новых квартир. Квартиры выкупают на этапе котлована, цены на квадратный метр растут с каждым днем. В основном, обладателями жилья становятся россияне с материка – могут себе позволить. Сегодня стоимость квадратного метра по Крыму и Севастополю колеблется в пределах 140-150 тысяч руб. Для сравнения: в 2014 – от 50 тысяч рублей за квадратный метр в новостройке.
Пока есть спрос, цены и площадки для строительства будут расти. Согласно национальному проекту «Жилье» к 2030 году нужно ввести около 1,5-2 млн квадратных метров. Плановый показатель на 2022-й – 800 тыс. кв. м.
Если в украинскую бытность среди способов передвижения лидировали поезда, то после прекращения железнодорожного сообщения с Украиной, весь пассажиропоток пришелся на Симферопольский аэропорт: в 2013 году он обслужил 1,3 млн пассажиров, в 2014 – уже 2,8 млн, в 2021 – 6,83 млн человек. Пока с нагрузкой справлялся старый терминал аэропорта, неподалеку строился новый – крупнейший на юге России, один из самых красивых, получивший имя «Айвазовский» из-за схожести с морской волной. В апреле 2018 состоялось торжественное открытие. Так как теперь парадными воротами Крыма стал именно аэропорт (по крайней мере, воздушными), то и вид он приобрел достойный – в него вложено 32 млрд руб.
Еще одной визитной карточкой полуострова, символом воссоединения Крыма с Россией и уже «морскими воротами» стал Крымский мост. В 2016 году началось грандиозное строительство моста через Керченский пролив. В октябре 2018 запустили грузовое движение, а в декабре по мосту проехал первый пассажирский поезд. Его протяженность – 19 км. Стоимость – 227,9 млрд руб. Он виден даже из космоса.
Радостью для крымчан стало строительство трассы «Таврида» – четырехполосной дороги протяженностью 250 км, которая ощутимо уменьшила время в пути. Если раньше проезд от Керчи до Симферополя занимал порядка 4 часов, то сегодня - около 2 часов, в 2 раза быстрее можно доехать в Севастополь.
Ремонт дорог вселил в автомобилистов уверенность, и это привело к увеличению машин: после воссоединения полуострова с Россией количество транспорта увеличилось в 5 раз – до 400 тысяч. Минус общего благополучия – пробки. Конечно, не московские, но в часы пик можно застрять.
Что касается качества дорог, они стали лучше. Это даже заметили артисты шоу-бизнеса. Балерина Анастасия Волочкова имеет привычку делать макияж в дороге. Если раньше она жаловалась на качество крымских дорог, которые мешают ей клеить ресницы, то сейчас отмечает, что проблем стало меньше. Естественно, не везде. Работы крымским властям предстоит еще много.
До 2014 года 51,7% прибывших в Крым туристов были из Украины, россияне в турпотоке составляли 40,2%. Россиян на полуострове любили: по украинским меркам они могли себе позволить щедрый отдых.
В украинский период было такое выражение «полотенце некуда постелить» и привычка забивать место на пляже. Российский турист принял Крым, но поехал туда не сразу, не в таком количестве. В 2013 году на полуострове отдыхало 5,9 млн туристов. В 2014-2015 туристическая отрасль понесла потери, в 2016 удалось выйти на 5,57 млн туристов. В 2018 году побывали 6,8 млн туристов, что стало рекордом за весь постсоветский период. Последние пандемийные годы поспособствовали любви к отечественному курорту: по итогам 2021 года туристический поток в Крым достиг 9,5 млн человек.
И тут хочется сказать не про сервис и цены, а про сам отдых, достопримечательности и досуг, которые с каждым годом становятся разнообразнее и насыщеннее. Реставрируются памятники архитектуры, дворцы, открываются новые маршруты (пещеры, лавандовые поля), развивается гастрономический туризм. Если каждый день посещать крымскую достопримечательность, то стандартного отпуска не хватит. Крым – это не только море, как курорт он работает круглогодично.
Для безопасного отдыха гостей и жизни крымчан наконец-то, началось строительство канализационных очистных сооружений. Опять же с подачи РФ. Сейчас в реализации находятся 24 КОС. Три будут сданы в этом году: в пгт Орджоникидзе, Саках и с. Оленевка Черноморского района. Полное обновление очистных произойдёт на Южном берегу Крыма. К концу 2024 года деликатный для полуострова вопрос будет решен. Стоимость всех работ оценена в 50 млрд рублей по госпрограмме РФ «Социально-экономическое развитие Крыма и Севастополя».
Для того, чтобы увидеть, каким стал Крым, нужно побывать там самим. Критика принимается. Конструктивная, и с целью сделать лучше. Полуостров – это как восьмиклассник: еще растет, но отвечать за себя уже готов.