МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Спецоперация «дефолт России»: в запасе есть хитрый ход

РФ может расплатиться с Западом, но только рублями

Заблокировав валютные счета Центробанка, Запад пытается организовать искусственный дефолт России, уверен глава Минфина Антон Силуанов. По его словам, реальных экономических оснований для дефолта нет: заявления о том, что Москва не может выполнить свои обязательства по госдолгу, не соответствуют действительности.  

Фото: Наталия Губернаторова

У России есть необходимый объем средств, мы готовы проводить оплаты в рублях по курсу ЦБ на дату платежа. По выпускам еврооблигаций, выпущенных с 2018 года, такая возможность была заложена непосредственно в эмиссионных документах, уточнил Силуанов. Министр напомнил: из общего объема золотовалютных резервов (ЗВР) в $640 млрд, заморожены около $300 млрд, то есть, их нельзя использовать никоим образом.

«У нас задолженность по госдолгу составляет 20% от ВВП, и это немного, - говорит финансовый аналитик, кандидат экономических наук Михаил Беляев. - Понятно, что внешние обязательства надо выполнять, но Россия это делала в любых, даже самых сложных экономических условиях, завоевав репутацию надежного заемщика. 

Что касается конкретно текущей ситуации, то для ее разрешения придуман остроумный ход: мы открыли специальные счета и разместили там именно рублевые средства по курсу ЦБ, который соответствует параметрам платежа на данную дату. Тем самым мы продемонстрировали миру, что у страны финансовые ресурсы есть, равно как готовность расплачиваться в полном объеме».   

Российская сторона призывает не чинить искусственно препятствия и разблокировать резервы ЦБ, чтобы позволить вернуть долг в нужной Западу валюте. Да, ситуация с заморозкой золотовалютных ресурсов смотрится угрожающе. Но, по словам Беляева, если Запад собирается подловить нас на неплатеже, на это нет никаких юридических оснований. Сейчас мяч на его стороне: примет он рубли, или не примет – его дело. Впрочем, резюмирует собеседник «МК», Россию формально — раз нет платежа в долларах (не важно,по какой причине) - могут объявить неплатежеспособной, а дальше пойдут новые претензии.

«Технический дефолт в России вполне вероятен, но с большими оговорками, - рассуждает главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман. - Ситуация близка к иррациональной. Внешний долг РФ на начало года составлял $478,2 млрд, а только золотовалютные резервы - $643,2 млрд.

Cейчас речь идет о выплате только купона (текущих процентов) по еврооблигациям - на сумму $4,5 млрд. Это менее 1% от внешнего долга и 0,7% от золотовалютных резервов. Но, поскольку $300 млрд из состава ЗВР недоступны для использования, это само по себе крайне болезненно для России. Возникший тупик резко ограничивает возможности финансирования необходимых бюджетных расходов, подрывает платежеспособность страны, курс валюты, экономику в целом».

И, конечно, из-за этого будет непросто расплатиться по евробондам. Оставшиеся свободными средства менее ликвидны, вложены в золото, а также в инструменты не в валюте погашения. А нужно гасить именно в долларах: выплаты в иных активах будут считаться недействительными. Конвертация и иные финансовые операции также затруднены действующими санкциями. 

Словом, ситуация патовая: деньги есть, платежеспособность высока, но дефолт абсолютно реален. Угроза связана не с отсутствием средств для погашения, а с технической невозможностью произвести выплату из-за блокировки российских резервов.

«Что предлагает Минфин? Он будет давать поручения иностранным банкам-агентам на платежи со своих валютных счетов у них в пользу кредиторов. В принципе, переводы могут быть осуществлены при «разморозке» соответствующих сумм, - поясняет Гойхман. - Для этого необходимо политическое решение западных стран, указание банкам.  Но если его нет, если банк не переводит валютные средства в погашение, выплаты могут быть сделаны в рублях по рыночному курсу. Тем самым, Минфин России посылает ясный месседж: мы не отказываемся от обязательств, у нас хватает ресурсов». 

Такие варианты – предмет для переговоров, пока еще не наступил конечный срок выплат в середине апреля. Ведь от искусственного дефолта пострадает не только Россия, которой при таком сценарии закроют новое финансирование и могут наложить арест на заграничное имущество. По словам Гойхмана, потерпевшими окажутся практически на пустом месте и сами иностранные кредиторы, и их контрагенты, то есть пойдет цепочка расширяющихся неплатежей.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах