Николай Переславский, эксперт департамента экономических и финансовых исследований CMS Institute: «В первой половине года закончится эффект низкой базы от первой половины 2021 года, поэтому темпы роста инфляции могут немного сократиться.
Но по итогам марта рост цен вполне способен добраться до 12%, а к середине лета, если не начнется деэскалация конфликта на Украине и Запад не начнет сокращать санкции, скачок может достигнуть 15%. На конец года мы может увидеть инфляцию в пределах 12-15%, но не более — потребительская, разумеется, будет больше, но Росстат, как представляется, «зацензурирует» столь сильный прирост
Уже есть запреты на экспорт зерна, сахара, пшеницы, есть программы льготного кредитования аграриев, хлебопеков, малого и среднего бизнеса, есть распоряжения по заморозке цен на «борщевой набор», есть согласие ритейла на заморозку цен на товарные группы первой необходимости. Правительство принимает если не все, то многие из возможных мер для стабилизации цен в магазинах, и занимается этим с 2020 года, так что внутренняя инфляция будет минимальной. Де-факто рост инфляции будет приходить извне».
Владислав Антонов, финансовый аналитик BitRiver: «Если по итогам года Росстат отразит реальные значения инфляции в своих отчетах, то она составит более 30%. Даже сложно представить, до каких значений она может взлететь из-за введенных санкций и отказа развитыми странами поставлять товары в Россию.
Учитывая высокие цены на энергоресурсы, дефицит товаров может вызвать повышение цен на продукты питания и непродовольственные товары на 100% и более. Много компаний приняли решение закрыть бизнес в России, что скажется на предложении и ценах.
На каких максимальных отметках мы можем видеть доллар и евро в этом году? Начнем с того, что Банк России запретил обращение наличной валюты, то есть установил временный порядок выдачи средств с валютных вкладов или счетов граждан до 9 сентября. Регулятор также запретил иностранным юридическим лицам получать наличные доллары, евро, иены и фунты стерлингов. Объем торгов на внутреннем валютном рынке в паре доллар/рубль снизился до $700 млн в день против среднего значения $3,65 млрд за последние 60 торговых дней, что послужило небольшой поддержкой финансовой системы нашей страны, которой сейчас не хватает долларовой ликвидности.
Курс валюты в обменниках непредсказуем: за доллар требуют от 110-и до 250-и рублей, а стоимость евро доходит до 300 рублей. ЦБ находится под санкциями и не может в полной мере сдерживать ослабление котировок национальных денежных знаков. Доступные инструменты, в том числе, запрет торговли валютой или фиксация курса, пока не стабилизируют ситуацию. К концу года стоимость доллара будет находится в районе 200 рублей, а евро — на уровне 250 рублей.
Закрытие бизнеса в России известными зарубежными компаниями окажет негативное воздействие на доходы населения через высокую инфляцию. Нарушение поставок импортных товаров и ослабление рубля по отношению к иностранным валютам сделали заграничные товары очень дорогими для россиян. Выбираться из сложившейся ситуации экономике нашей страны придется долгие годы».
Павел Сигал, первый вице-президент «Опоры России»: «Сейчас сложно спрогнозировать, на сколько увеличится стоимость товаров. Это зависит от того, какие меры предпримет правительство в сдерживании цен, а также от уровня инфляции и импорта зарубежных товаров.
Можно предположить, что рост цен не превысит 15% при грамотном подходе к сдерживанию инфляции. Правительство активно работает над мерами по искусственному сдерживанию стоимости основных товарных линеек. Что касается предметов первой необходимости, то уже сейчас руководство страны требует от ритейлеров не повышать на них цену, поскольку дефицита таких товаров в России не существует».