По вторникам в Белом доме традиционно проходили заседания президиума Координационного совета по борьбе с коронавирусом. Но сейчас чиновникам (да и гражданам) явно не до «Омикрона». Михаил Мишустин заявил, что создается новый оперативный штаб — по повышению устойчивости развития российской экономики в условиях санкций. (При Медведеве аналогичная структура работала в формате комиссии.) Руководить штабом будет сам премьер. А его заместителями станут Андрей Белоусов и... мэр Москвы Сергей Собянин, который в таком же статусе помогал Мишустину бороться с коронавирусом. «Андрей Рэмович будет курировать вопросы макроэкономического характера, выработку мер на федеральном уровне. А Сергей Семенович — отвечать за координацию оперативных решений на региональном уровне», — пояснил «расстановку сил» глава кабмина.
Выступая на первом заседании штаба, Мишустин заявил, что от преследования конкретных политиков и бизнес-структур США и ЕС перешли к более широким ограничениям. «Они напрямую затрагивают интересы российских граждан», — отметил премьер. На Западе также особо не скрывают, что санкционное давление на РФ из-за продолжения военной спецоперации на Украине вошло в новую фазу: это тотальная война против российской экономики, цель которой — ее разрушение, сформулировал министр экономики Франции Брюно ле Мэр. В ответ на эти угрозы в Кремле посоветовали россиянам не поддаваться панике и сохранять спокойствие. По словам Дмитрия Пескова, все необходимые меры по минимизации ущерба и хеджированию рисков уже принимаются.
Михаил Мишустин в качестве первоочередных задач назвал стабилизацию рынков, поддержание экономической и финансовой стабильности, а также оказание помощи отечественному бизнесу. Для системообразующих предприятий, по его словам, сформированы две группы мер: «точечная помощь» тем, кто окажется в сложном положении из-за санкций, и мероприятия общего характера, поскольку сейчас многим предприятиям потребуется время на изменение логистических цепочек и пополнение оборотных средств. Для малых предприятий, которые обычно первыми страдают от кризисов, правительство, по словам Мишустина, готовит дополнительные меры поддержки. Впрочем, о налоговых каникулах или каких-то льготах речь, похоже, не идет. Вместе с тем премьер заявил, что условия работы небольших предприятий измениться не должны. Особые меры поддержки обещаны бизнесу, работающему над импортозамещением.
Что касается инвестиций, то в правительстве надеются, что внешние ограничения будут способствовать инвестиционному буму внутри страны. «Нам нужно создать предпринимателям максимально благоприятные условия. Убрать лишние административные барьеры и сформировать механизмы поддержки уже запущенных инвестиционных проектов», — заявил премьер. Он также высказался за структурное изменение российской экономики: для этого нужны инструменты, стимулирующие развитие технологичных производств.
Когда от лозунгов перешли к делу, выяснилось, что правительство думает не только над мерами поддержки, но и над ответными санкциями. Они затронут иностранные компании, которые «давно и успешно работают на нашем рынке», однако в «текущей санкционной ситуации вынуждены руководствоваться не экономическими факторами, а принимать решения под политическим давлением». «Чтобы дать возможность бизнесу принимать взвешенное решение, подготовлен проект указа президента о введении временных ограничений на выход из российских активов», — заявил Мишустин. (Напомним, что о намерении избавиться от долей в российских проектах уже объявили многие иностранные компании, включая Shell и BP, работающие в пока еще не попавшем под санкции энергетическом секторе.) В утешение премьер заявил, что те, кто не станет сворачивать проекты, поддавшись на лозунги политиков, обязательно выиграют. «Как показывает практика, выйти с рынка легко, но вернуться на место, которое уже плотно занято конкурентами, гораздо сложнее», — подчеркнул премьер. Нельзя исключать, что о вводе ограничений на выход из активов российские власти попросили сами иностранные компании. Такая мера позволяет им, с одной стороны, сохранить лицо на Западе, а с другой, «вынужденно» продолжать зарабатывать в России.