Чубайс уверен, что углеродный налог, введением которого уже давно Брюссель пугает экспортеров, обязательно приведет к серьезному росту объема платежей российских поставщиков в бюджет Евросоюза. По его оценке, при отечественном уровне выброса парниковых газов и наиболее демократичной цене топлива в $10 за тонну, общие сборы за право российского бизнеса на вредные эмиссии могут дойти до 1,5 трлн рублей. «Это реальность, с которой придется считаться», — полагает Анатолий Чубайс. Поэтому окажется гораздо разумней, если эти средства будет получать национальная казна, а не европейские фискальные ведомства.
Как объясняет эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков, смысл углеродного налога заключается в следующем. Европейское сообщество уже который год утверждает, что входящие в состав ЕС компании более интенсивно борются с последствиями сжигания топлива на основе углерода — газа, нефти, угля и других ископаемых, нежели внешние экспортеры. Соответственно, инвестиции первых в снижение парниковых газов значительно выше вложений вторых, что является несправедливым, поскольку выбросы «не членов» ЕС зачастую превышают аналогичные эмиссии европейцев.
В результате было разработано пограничное регулирование, так называемый углеродный налог, который должен заработать в 2023-2024 годы. В теории, подобные сборы должны заставить недобросовестных экспортеров снижать выбросы на территории национальных производств. Тем, кто продолжает манкировать экологическими приоритетами, при поставках своей продукции в ЕС придется платить по новой фискальной системе.
В настоящее время налог касается достаточно узкой группы экспортных товаров — химии, металлургии, строительных материалов, электроэнергии, поэтому пока сумма предполагаемых сборов относительно небольшая. Между тем с каждым годом перечень подлежащих фискальным взиманием товаров будет расширяться и размер налога будет повышаться. «Постепенно все будет переворачиваться с ног на голову. Принцип Европы направлен на лишение развивающихся стран конкурентного преимущества, которым раньше считалось присутствие дешевых углеводородов. В то же время, по Глобальному климатическому соглашению, страны, в том числе Россия, вправе ввести внутренний углеродный налог, который позволит отечественному производителю при осуществлении поставок в ЕС отчитаться об уже погашенной фискальной нагрузке. В этом случае, деньги будут оставаться в России и могут быть направлены на внутренние экологические проекты», — полагает Юшков.
План реализации Стратегии социально-экономического развития с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года у нашей страны уже существует. Его проект предполагает широкий спектр мер по снижению вредных выбросов. В том числе, есть идея выпуска «зеленых» сертификатов: их будут получать компании, реализующие лесные климатические проекты с правом последующей продажи компаниям, которые собираются уделять экологическим вопросам все большее внимание, но пока не могут себе этого позволить. Правда, вряд ли такие свидетельства послужат для европейцев доказательствам, что производитель имеет право на налоговое послабление при экспорте своих товаров в Евросоюз.
«Реализация предложения Чубайса приведет, главным образом, к повышению фискальных сборов с отечественного бизнеса, которому, по сути, будет все равно кому платить: российскому бюджету или европейцам. Для сокращения выбросов нужно модернизировать производство и обновлять основные фонды, в частности, для сокращения аварий, которые за последние два года приобрели массовый и даже угрожающий характер, — считает сотрудник департамента экономических и финансовых исследований CMS Institute Николай Переславский. — Если идея дойдет до реального воплощения, то в России будет создано несколько дополнительных чиновничьих институтов по устойчивому развитию и углеродной нейтральности, а новые налоги пойдут на их содержание».