Алкогольная продукция стала самым динамично развивающимся сегментом в товарах повседневного спроса, выяснили аналитики NielsenIQ. В денежном выражении продажи спиртного взлетели на 7,6%, в натуральном (в бутылках) — на 3,7%: это самые высокие показатели среди всех категорий товаров в 2021 году.
Удивляться таким результатам можно лишь отчасти. Во время кризисов спрос на алкогольную продукцию растет во всем мире. В частности, в 2020 году в мире офлайн-продажи спиртного увеличились на 12,8%. Ритейл стал больше продавать джина (на 43%), виски (на 16%), рома (на 12%). В 2021 году объем продаж алкогольных напитков в РФ вырос на 3,7% в натуральном выражении и на 7,6% в денежном. В основном — за счет слабоалкогольных напитков, на которые инфляция повлияла меньше, чем на крепкие.
На рост продаж в денежном выражение повлияло повышение акциза на алкогольную продукцию, рассказывает председатель правления Конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин. Но, в первую очередь, эксперт предлагает смотреть на показатели в натуральном выражении.
«Рост спроса на алкоголь начался в 2020 году. Пандемия привела к локдаунам. Работодатели перевели сотрудников на удаленный режим работы и люди расслабились. Те, кто как-то ограничивал себя в потреблении таких напитков, перестали сдерживаться. В 2021-м тенденция сохранилась.
Многие работники на постоянной основе перешли на дистанционный формат. У людей высвободилось время: некоторые тратили его на обустройство дома, ремонт, а некоторые — на распитие спиртного», — поясняет он. По мнению Янина, это одно из последствий ковида. Зафиксированный экспертами рост потребления также связан с отсутствием возможности выехать в другие страны. До пандемии какая-то доля алкоголя выпивалась нашими соотечественниками за пределами России, например, в Турции. Теперь это спиртное потребляется на родине.
Вместе с тем, по данным ВШЭ, доля нелегального крепкого алкоголя на российском рынке по итогам прошлого года составила 27%, или 611 млн бутылок. Получается, население массово пьет суррогатное спиртное?
Если говорить о фальсификате, то его успешно выявляют на границах и внутри самой страны, утверждает управляющий партнёр коммуникационного агентства B&C Agency Иван Самойленко. «Риск приобретения контрафактной продукции высок в небольших торговых точках, мини-маркетах, в отдаленных регионах, где есть спрос на бюджетный алкоголь. В крупных магазинах и известных сетях заботятся о репутации и опасаются проверок со значительными штрафами за фальсификат, который, в основном, поступает в Россию из стран бывшего СССР: Казахстана, Белоруссии», — отмечает он.
Что касается перспектив, то в 2022-м потребление спиртного в натуральном выражении в России будет расти, убежден Янин. По его оценкам, где-то начиная с 2012 года идет плавный рост потребления алкоголя. «Власти не хотят вводить новые антиалкогольные меры. Только смелые управленцы могут бороться с потреблением алкоголя. Во-первых, это прибыльный бизнес. Во-вторых, трезвые люди чаще задумываются о глобальных проблемах, чего властям не всегда хочется», — заключил собеседник «МК».
Читайте также: Можно ли оградить детей от сигарет? Разбираемся в вопросе