По данным агентства, таким образом можно будет лишить доступа к финансированию оппозиции и СМИ-иноагентов. Из ФСБ пока комментариев не дали, а вот в ЦБ заявили, что уже давно бьют тревогу по поводу криптовалютных рисков и рады, если другие ведомства разделяют эту позицию. Как бы там ни было, над рынком «виртуальных денег» в России сгущаются тучи.
Первый звоночек для майнеров и прочих заинтересованных лиц прозвучал еще 13 января, когда глава Следственного комитета Александр Бастрыкин в своем интервью призвал ввести обязательную идентификацию держателей криптовалют. Он добавил, что правовой статус онлайн-платформ, на которых анонимно продается криптовалюта, также не определен.
Несколько дней спустя спустя стало известно, что Банк России начал изучать связанные с криптообменниками операции банков. Причем еще в конце 2021 года регулятор направил банкам запросы относительно сотрудничества с криптообменниками в части проведения платежей между гражданами, чего ранее никогда не делал. Ну а «вишенкой на торте» стала новость о том, что ФСБ якобы убедила главу ЦБ РФ Эльвиру Набиуллину поддержать полный запрет на операции с криптовалютами в России, чтобы лишить доступа к финансированию оппозицию и СМИ-иноагентов. Якобы ФСБ лоббировала этот запрет, так как трудно отслеживаемые платежи в криптовалютах все чаще используются россиянами для пожертвований в пользу «нежелательных организаций».
Под влиянием силовиков ли или без оного, но Банк России предлагает запретить в РФ выпуск, майнинг и обращение криптовалют, что следует из доклада «Криптовалюты: тренды, риски, меры». Регулятор сравнил их с финансовой пирамидой. ЦБ и раньше не испытывал теплых чувств к рынку майнинга, называл криптовалюты «денежными суррогатами» и высказывался против инициатив Минфина, желавшего приравнять криптодобычу к предпринимательской деятельности и собирать налоги.
По оценке компании BitRiver, майнингом одного лишь биткоина в нашей стране занимаются около 300 тыс. физических и юридических лиц, которые в скором времени разом могут оказаться по ту сторону закона. При этом совокупная усредненная выручка российских майнеров биткоина в год составляет порядка полутора миллиардов долларов США. Еще порядка $2,5 млрд в год зарабатывают майнеры других криптовалют (эфира, монеро и пр.).
Решимость регулятора ввести полный запрет криптовалюты в России вызвал острые споры у экспертов. «Стоит понимать, что каждому центробанку хочется оставаться монополистом по части эмиссии денег, так что негативные комментарии их представителей понятны, – говорит Аарон Хомский, руководитель инвестиционного департамента ICB Fund. – Однако криптовалюта – это только инвестиционный инструмент, который в 99% не используется как средство оплаты, а значит, реальной угрозы не представляет. Тот же доллар или рубль гораздо чаще используются для теневых операций, так что логичнее сначала навести порядок по ним». Да и правительству легче контролировать переводы «в крипте», так как обменники и биржи готовы делиться всей необходимой информацией с силовиками, отмечает эксперт.
«Даже если подозрения ФСБ насчет криптовалют реальны, это не отменяет возможности использования других обходных путей для финансирования опасных группировок, – подчеркивает Игорь Захаров, учредитель цифровой экосистемы DBX. – В этом плане цифровая валюта сравнима с драгоценными металлами, бриллиантами, изумрудами... Сейчас криптовалюта используется больше как имущество или способ накопления, не применяясь активно в покупке чего-либо».
Финансовая система может сильно пострадать из-за ухода бизнеса криптовалют в тень, отсутствия возможности получения налогов с операций, которые регулировались до этого, считает наш собеседник. Наиболее часто услугами обмена криптовалют пользуются обычные люди для получения дополнительного заработка, по которым запрет и ударит больше всего, уверен эксперт.
«Если взимать с криптовалютных операций при переводе в обычные средства налог на прибыль или НДФЛ, то в консолидированный бюджет России будет в среднем ежегодно поступать более 50 млрд рублей в виде доходов», – сообщил Игорь Рунец, генеральный директор BitRiver. В будущем доходы могут быть еще больше, полагает эксперт, поэтому власти могли бы использовать потенциал криптовалют в своих целях. Теперь этих денег бюджет точно лишится.