Снижать объемы бронирования транспортировки «голубого топлива» по европейским участкам трубопровода «Ямал - Европа» российская монополия начала в середине декабря. На первых порах с 31 млн кубометров в день транзит сократился до 27 млн кубов, однако к 20 декабря поставки «голубого топлива» по этому маршруту снизились до 3,8 млн кубометров, а на следующий день полностью прекратились. В «Газпроме» уверяют, что полностью удовлетворяют существующие договоренности по поставкам углеводородов и даже прогнозируют предстоящее падение котировок. По словам замглавы правления монополии Фамила Садыгова, в 2022-2024 годах газовые цены перестанут бить рекорды, «однако останутся значительно более высокими в сравнении с доковидными уровнями».
Европа уже не может терпеть. Американские компании, обещавшие, по словам Джо Байдена, заместить Европе российский газ собственными поставками, продолжают переправлять львиную долю экспортного сырья в Азию, потребители которой готовы платить по двойному счетчику. Снабжающим компаниям Старого Света приходиться делиться «голубым топливом» с испытывающими топливную голодовку партнерами последними резервами. В частности, Германия выручила соседей по Евросоюзу (Польшу и Словакию), перенаправив в эти страны по реверсу ранее закупленный российский газ. Очевидно, что подобные маневры дадут передышку, но не спасут европейцев от энергетического голода на фоне предстоящих морозов. Как будут развиваться события на газовом рынке Старого Света, «МК» рассказали российские эксперты: Сергей ПРАВОСУДОВ, генеральный директор Института национальной энергетики, Антон БЫКОВ, старший аналитик компании Esperio, Наталья МИЛЬЧАКОВА, заместитель руководителя ИАЦ «Альпари».
- Не навредит ли остановка бронирования мощностей газопровода «Ямал-Европа» исполнению контрактов «Газпрома» по поставкам «голубого топлива» своим европейским клиентам?
Правосудов: Приостановка резервирования европейской части трубопровода «Ямал–Европа» не означает, что этот экспортный канал остается не заполненным. Любая газотранспортная система не может оставаться «пустой» по техническим причинам. Даже в случае остановки физических поставок в магистрали всегда присутствует некоторые объемы «буферного» сырья, готового пойти в направлении любого покупателя. Правда, для дополнительных поставок необходим дополнительный контракт, позволяющий оперативно открыть краны.
Быков: В «Газпроме» говорят, что поставки газа осуществляются «согласно заявкам потребителей, в полном соответствии с действующими контрактными обязательствами». В польской государственной газотранспортной компании PGNiG подтверждают выполнение контрактов российской монополии в полном объеме, что подтверждают официальные лица Германии. Никаких оснований сомневаться в дальнейшем исполнении «Газпромом» своих обязательств по поставкам газа в Европу из-за остановки бронирования мощностей газопровода «Ямал-Европа» не существует. Соответственно, и коммерческих претензий к «Газпрому» со стороны европейских стран быть не может. Однако претензии политического характера могут последовать, если недоброжелателям энергетической экспансии России на европейском рынке получится раскрутить тему «виновности» «Газпрома» в росте цен на газ на континенте.
Мильчакова: По каким-то своим внутренним причинам европейские страны не хотят покупать дополнительные объемы у «Газпрома», при этом обвиняя российский концерн в газовом кризисе. Вряд ли страны ЕС предъявят судебные претензии к «Газпрому», так как наша компания уже экспортировала необходимые объемы сырья. Для дополнительных поставок нужен новый контракт с Польшей, по территории которой проходит основная европейская ветка трубопровода «Ямал-Европа». Варшава категорически не хочет оформлять такой документ с Москвой. Если нет контракта, то и нет причин предъявлять претензии «Газпрому».
- Правильную ли политику выбрал в настоящее время «Газпром»? Может сейчас стоит отправлять на экспорт повышенные объемы сырья, чтобы заработать побольше денег?
Мильчакова: «Газпром» поставляет именно те объемы, которые необходимы клиентам в соответствии с подписанными контрактами. Почему некоторые страны не хотят заключать новые или продлевать действующие соглашения — вопросы исключительно к контрагентам. Чтобы получать сверхприбыли от европейского спотового рынка газа, «Газпром» должен напрямую поставлять газ на биржу, но цены там всегда нестабильны и зачастую резко колеблются. Еще в июне этого года на спотовом рынке в Нидерландах цены на энергоресурсы резко снижались.
Быков: Как «Газпром», так и европейские страны не придерживаются оптимальной экономической стратегии. Отказ Германии от запуска «Северного потока - 2» и закономерное желание России воспользоваться подходящей конъюнктурой рынка, чтобы подтолкнуть европейцев к скорейшему запуску трубопровода в конечном итоге приводит к торможению нашего торгового взаимодействия. Из-за роста цен на газ увеличиваются издержки предприятий ЕС, что негативно влияет на доходы по обе стороны границы, так как часть европейской инфляции через импорт приходит в нашу страну.
- Насколько в нынешней экспортной логике «Газпрома» присутствует политическая составляющая, к примеру, направленная на ускорение запуска трубопровода «Северный поток -2», который в настоящий момент проходит сертификацию европейских регуляторов?
Мильчакова: Политической подоплеки в отказе «Газпрома» от бронирования европейских трубопроводных мощностей не существует. Тем не менее, задержка с решением относительно запуска «Северного потока - 2» пугает биржевых спекулянтов, заставляет их обострять ценовую конъюнктуру на биржах. Однако энергетический кризис в Европе — это проблема Брюсселя, а не «Газпрома». Но в Европе пытаются справиться с насущной задачей довольно странными способами, в том числе, за счет отказа от долгосрочных контрактов по закупкам энергоресурсов и увеличения инвестиций в возобновляемую энергетику. Отдача от таких вложений предвидится только в далеком будущем, а пока странам ЕС приходится либо покупать газ у «Газпрома», либо приобретать сжиженное топливо у США и Катара с огромной переплатой, либо, как это делает Польша, получать российский газ по реверсу по цене значительно выше контрактных тарифов «Газпрома». Поэтому предложения Еврокомиссии о разрыве газовых отношений с Россией не находит понимания у большинства местных потребителей.
Быков: Если для европейских стран первостепенным фактором для принятия решений была бы энергетическая безопасность и целесообразность, то «Северный поток - 2» уже давно бы эксплуатировался. Однако Брюссель исходят из других, вероятно, политических мотивов, поэтому важно понимать, где находится граница финансовых потерь, за которую европейцы не готовы выйти даже из-за политики. Возможно, такой рубеж будет преодолен, когда котировки достигнут $2,5-3 тыс. Остается надеяться, что европейские политики не смогут конвертировать взлет цен на газ в новые антироссийские санкции».