Теневыми майнерами называют людей, устанавливающих в жилых помещениях и гаражах энергоемкое оборудование для добычи криптовалюты, но не регистрирующих эту деятельность, как бизнес. Сегодня их численность в нашей стране, по разным оценкам, может составлять 50–100 тыс. человек. По данным Кембриджского университета, в августе 2021 года Россия стала третьей страной в мире по майнингу биткоина. Доля наших майнеров в суммарных вычислительных мощностях мира составила 11,23%. Первое место занимает США с долей 35,4%, а второе у Казахстана с 18,1% - туда уже несколько месяцев из КНР. До мая более 45% мирового майнинга биткоина было сосредоточено в Китае. С весны этого года криптовалюту в КНР начали запрещать, а в сентябре любые подобные операции там объявили вне закона.
Центром «домашнего» майнинга в нашей считается Иркутская область, помимо нее такой вид бизнеса может получить распространение в Красноярском крае, на Северном Кавказе и в отдельных регионах европейской части России. Словом, там, где самые низкие тарифы на электроэнергию в стране. В октябре 2021 года в Иркутской области уже были случаи отключения целых улиц, чего не случалось ранее даже при 30 градусах морозах. «Несколько лет назад даже ряд крупных энергетических и нефтегазовых компаний предлагали организовывать майнинговые площадки на своих генерирующих мощностях, - говорит Дмитрий Верещагин, директор по ИТ ГК «Рубеж». - То есть теоретически, если майнинг будет преимущественно в белой зоне, то его развитие вполне возможно. Но в данном случае мы оцениваем только возможности генерации и электросетей». Но не будем забывать и о позиции государства в отношении криптовалют, подчеркивает эксперт. В ноябре Минфин и Минэнерго выступили с предложением приравнять майнинг к предпринимательству и регламентировать порядок уплаты налогов. Однако Банк России категорически против появления в стране «денежных суррогатов» и не поддержал позицию правительства. Отсутствие внятной и единой позиции государства способствует теневому майнингу со всеми его угрозами для электросетей.
Как рассказал Валерий Дзюбенко, заместитель директора Ассоциации «Сообщество потребителей энергии», в тех регионах, где установлен наиболее дешевый тариф на электроэнергию для населения, прирост объемов ее потребления уже составил от 20% до 200%. Эксперт объясняет это как раз активностью нелегальных добытчиков криптовалюты. Такой способ коммерции наносит вред сразу в двух сферах. Во-первых, в сетях низкого напряжения в жилом секторе возникают проблемы технического характера - перегрузки сетей, аварии, перебои в электроснабжении, связанные с тем, что сами сети на рассчитаны на потребление энергии в больших масштабах. Второй аспект связан с экономикой: тарифы для населения в стране льготные, они субсидируются за счет работы ряда предприятий и даже целых отраслей экономики. Иными словами, экономические агенты в стране как бы скидываются для того, чтобы поддержать население, но в итоге эти деньги уплывают в карман криптовалютным «коммерсантам», которые пользуются этими льготами для того, чтобы хорошо заработать.
Но каков же выход из этой ситуации?
«Полный запрет майнинга российская правоохранительная система в текущем виде не может обеспечить в принципе, - считает Евгений Лашков, генеральный директор инвестиционной компании «АБЦ». - Однако проблема на данный момент не требует применения тотальных мер. Ее необходимо решать на территории небольшого числа регионов путем целенаправленной концентрации усилий федеральных ведомств в совокупности с налаживанием тесной кооперации между федеральными и региональными чиновниками». В общенациональных масштабах майнинг не представляет значимой угрозы для системы энергоснабжения. Сейчас «теневые майнеры» потребляют приблизительно 500–700 МВт электроэнергии. В 2017 году объемы бытового электропотребления в России достигали 156 млрд. кВт/ч. Но для конкретных регионов майнинговые фермы действительно превращаются в фактор риска, уверен эксперт.
Почему майнеры не хотят подключаться к сетям в открытую? «В России нет проработанного и дружелюбного законодательства в отношении майнеров, непонятен налоговый режим», - объясняет Роман Некрасов, сооснователь ENCRY Foundation. Если законы появятся, а тарифы на электроэнергию будут приемлемыми, то у России появится возможность занять лидерские позиции на рынке майнинга, полагает наш собеседник.