- Никита Иванович, насколько болезненным станет отключение России от системы SWIFT хотя бы на несколько дней?
- Рост новостей, касающихся ужесточения американских санкций в отношении России, зачастую уже известных и давно «переваренных» финансовым рынком, обострился на фоне недавних переговоров Владимира Путина и Джо Байдена. Хотя конкретных ответов о возможных будущих новых ограничениях мы не услышали, отдельные политические фигуры, явно недоброжелательно относящиеся к России, продолжают спекулировать на санкционной теме.
Большая часть предлагаемых ограничений носит явно пропагандистский характер, поскольку, чем сильнее выглядит угроза, тем очевиднее неопределенность и сомнительность претворения в жизнь таких мер. Отключение российских финансовых структур от SWIFT приведет к дестабилизации всего международного круга рынка частного капитала, с представителями которого приходится тесно контактировать российским внешнеторговым партнерам.
- Другими словами, пострадают и зарубежные торговые партнеры нашей страны?
- Запрет на использование российскими банками SWIFT, в частности, нанесет удар по экспортно-импортным операциям между нашей страной и европейскими импортерами в области энергетики: уведомления о прошедших платежах за углеводороды будут приходить с задержками, что поставит под угрозу своевременную отгрузку сырья зарубежным клиентам отечественных сырьевых компаний. В условиях нынешнего энергетического коллапса в Европе государствам Старого Света будет явно не выгодно подставлять под удар свою топливную безопасность. Это подтверждается тем, что уже даже Польша, которая напрямую не покупает российский газ, тем не менее, в связи с прогнозируемой холодной зимой настаивает на увеличении поставок голубого топлива из нашей страны в Европу. Как еще в 2017 году отмечал министр финансов США Стив Мнучин, отключение России от SWIFT можно сравнить с выстрелом в собственную ногу».