В уходящем году, как свидетельствуют данные российского консалтингового агентства индустрии моды Fashion Consulting Group, цены на одежду и обувь в нашей стране вырастут на 10–15%. Наступающий год обещает принести более неприятные сюрпризы любителям модерновых нарядов, поскольку стоимость повседневной экипировки может прибавить еще 15–25%. Подобная динамика заметно опережает инфляционный скачок, в том числе и на продукты питания. Согласно последним данным Росстата, средние магазинные ценники в этом году вырастут на 8%, а в следующем добавят еще 4%.
Производители сетуют на сокрушительный удар, который пандемия коронавируса нанесла по отечественному рынку одежды и обуви, объемы которого по итогам 2020 года снизились на четверть. Дорожают все компоненты, необходимые в изготовлении предметов гардероба: от металла, резины и пластмассы, служащих сырьем для производства пуговиц, молний и остальных одежных элементов, до хлопка, льна, вискозы и синтетики, без которых в наше время уже нельзя представить ни один наряд современного человека. Только цены на ткани увеличились на 15%, а транспортные издержки подросли на 20%. Любители премиум-класса постепенно переходят на недорогую одежду, спрос на которую только за первое полугодие на треть превысил прошлогодние результаты.
По словам старшего аналитика ИАЦ «Альпари» Анны Бодровой, российский платяной рынок уже многие годы не является автономным сектором, зачастую он наполнен импортным ширпотребом и управляется общемировыми экономическими законами. Нельзя забывать появление новых глобальных трендов, которых стараются придерживаться отечественные потребители, невзирая даже на снижение своих реальных доходов. Можно также упомянуть сезонные причины ценового взлета: далеко не все наши соотечественники заранее приобретают зимнюю обувь и до последнего ходят в привычной повседневной «сменке». Кроме того, цены на одежду и обувь растут из-за перебоев с поставками зарубежных товаров, преимущественно турецкого и азиатского производства, которые занимают в отечественном импорте до 75% и дорожают вследствие слабого курса рубля по отношению к основным мировым валютам.
По мнению инвестиционного стратега УК «Арикапитал» Сергея Суверова, основной инфляционный удар в будущем году будет нанесен бюджетному сегменту одежды и обуви. Себестоимость производства всех импортных носильных предметов россиян становится выше. Конечно, потребительская активность в отношении одежды и обуви будет различной. Те, кто получает высокую заработную плату, вряд полностью откажется от покупки новых предметов гардероба. Им лишь придется более пристально рассматривать ценники на ультрасовременные бренды фэшн-стайла. Как и всегда, в наибольшей степени пострадают представители среднего класса, которые будут вынуждены потуже затянуть пояса и продумать разные способы экономии. Вполне возможно, что ритейлерам все чаще придется продавать товары отечественного и зарубежного производства в рассрочку, а также ориентировать потребителей на покупку необходимой одежды путем привлечения кредитов или микрозаймов, которые в дальнейшем обойдутся обывателям втридорога.
«Люди со средним достатком, скорее всего, предпочтут копить на необходимые носильные вещи, откладывая небольшие суммы от своей зарплаты. Кто-то отложит приобретение одежды и обуви на будущий год или вовсе на неопределенное время. Одно можно сказать с уверенностью: повышение цен на одежду грозит привести к повышению интереса россиян к урокам кройки и шитья, которые были широко распространены в нашей стране в советские времена. Многим придется подрубать изношенные рубашки или сарафаны, а также вырезать новые подметки к ботинкам из старых автомобильных брызговиков. В результате Россия, постоянно получающая сверхприбыль с рекордных котировок на нефть и газ, может оставить собственный народ без исподнего», — предупреждает эксперт.