За полтора года (с января 2020-го по июль 2021-го) компании вернули туристам 70% задолженности по тем поездкам, которые были отменены или перенесены из-за пандемии. Оставшиеся 30% средств не могут быть возвращены, поскольку туры оплачены в страны, которые пока не открыты из-за коронавируса, а своих средств у компаний нет. «Мы не можем не признать, что в ноябре-декабре рынок находится на тонкой грани обрушивания в пропасть. И связано это не с финансовым состоянием, не с устойчивостью компаний, а с выполнением обязательств по ковидным турам», — рассказали в АТОР.
Ранее игроки рынка заявили, что 60% туроператоров могут обанкротиться. Во избежание существенных рисков для отрасли они попросили премьера Мишустина продлить отсрочку долгов перед туристами за несостоявшиеся туры, которая заканчивается 31 декабря. Речь о постановлении правительства №1073. Документ разрешает получить равнозначный тур за отмененную из-за пандемии поездку и, в случае отказа туриста от переноса, обязывает туроператора вернуть клиенту деньги в полном объеме, а также уплатить заказчику проценты за пользование его деньгами в размере 1/365 ключевой ставки Центрального банка за каждый календарный день пользования. Проценты начисляются со дня предъявления заказчиком соответствующего требования до дня возврата ему уплаченной за туристский продукт денежной суммы.
Туроператоры заявляют, что средств у них нет, так как они перевели их иностранным партнерам. Ранее глава ассоциации «Турпомощь» Александр Осауленко оценивал задолженность турфирм примерно в 25 млрд руб. При этом совокупная сумма страховок и средств в фондах персональной ответственности — всего около 7 млрд руб. Но так ли плачевно финансовое положение компаний на самом деле? Судя по сообщениям на туристических форумах, деньги клиентам все-таки возвращают.
«Бронь была в ноябре 2019-го на июнь 2020 года. Потом перенос на июнь 2021-го, но границы были закрыты. В тот же месяц отправила на почту оператора заявление о возврате в виде досудебной претензии. 22 июня 2021-го вся сумма была на карте. Хеппи-энд», — поделилась историей клиентка крупного российского оператора. И это не единственный подобный пример.
Вместе с тем турагентства уже начали раннее бронирование на 2022 год, в том числе и на вторую половину года, запрашивая у покупателей 25% предоплаты. Возможен расклад, при котором из этих денег будут частично оплачены несостоявшиеся поездки в пандемию.
И все же эксперты считают, что турфирмы не смогут погасить задолженность перед всеми клиентами без помощи государства. По словам сотрудника департамента экономических и финансовых исследований CMS Institute Николая Переславского, причины невозврата очевидны — бедственное положение туристической отрасли, а также невозможность предложить клиентам равнозначный тур из-за удорожания цен как на размещение, так и на билеты с проживанием. «Диалог между туристами и компаниями сейчас довольно напряженный, а методы его решения, судя по всему, будут зависеть в большей степени от государства и того, будет ли оно компенсировать затраты путешественников за счет бюджета», — полагает он.
«Единственным решением может стать продление постановления правительства №1073 на следующий год (или на период 2022–2023 годов), по которому допускается возврат средств или перенос туристической поездки на более поздний срок, когда пандемия закончится», — говорит руководитель аналитического департамента Amarkets Артем Деев.
Управляющий партнер B&C Agency Иван Самойленко считает, что вряд ли все туристы смогут вернуть полную стоимость путевок. «Возврат во многом будет зависеть от финансовых возможностей компаний либо готовности клиента обращаться в суд», — отмечает он.