В списки попали практически все крупные платформы, зарегистрированные за рубежом. В том числе Google (а это — и почта Gmail, и Youtube, и многие другие сервисы), Meta (Facebook, Instagram, Whatsapp), Telegram, Twitter, Apple, TikTok, Zoom, Likeme, Discord, Pinterest, Viber, а также хостинги Amazon и несколько других, интернет-магазины AliExpress, IKEA, iHerb и даже международная онлайн-энциклопедия «Википедия».
- Платформы, упомянутые Роскомнадзором, сильно различаются по своему масштабу и влиянию на инфраструктуру повседневности, - отметил Дмитрий Р., администратор одной из компаний, имеющихся в списке. - Ряд сервисов, так и не ставших «народными», можно закрыть без особенного напряжения — как это было сделано в свое время с социальной сетью LinkedIn. Это не вызвало массового недовольства, поскольку у платформы не было многомиллионной аудитории в России, а та, что была и есть, достаточно грамотна, чтобы использовать VPN для обхода блокировок. А вот заблокировать «Википедию», например — это будет в прямом смысле социальная бомба: за два десятка лет весь Рунет привык к этому сервису настолько, что замены ему просто нет.
По словам эксперта, некоторые платформы из списка сильно привязаны к аппаратному обеспечению, и их блокировка вызовет проблемы с гаджетами у многих миллионов россиян. Это прежде всего Apple и Google – что происходит со смартфонами при блокировке соответствующих сервисов, можно наблюдать на примере одного из ведущих китайских производителей техники, ставшего объектом американских санкций. «Окирпичить» миллионы устройств — значит получить социальный взрыв, говорит собеседник «МК».
Однако платформы первого ряда, вероятно, могут договориться с Роскомнадзором, выполнить его условия — тогда как сервисы второго ряда, могущие составить первым потенциальную конкуренцию, на российском рынке в результате представлены не будут. Это еще больше монополизирует положение с социальными сетями — выбор у пользователя будет между безусловно верными российскому государству отечественными платформами и заключившими «водяное перемирие» с государством транснациональными корпорациями. А вот проекты, которые могут в теории возродить дух свободного от цензуры интернета, окажутся невозможны.