Вечером 18 ноября Владимир Путин провел совещание по социальным вопросам, в котором участвовали вице-премьер Татьяна Голикова, министр труда и соцзащиты Антон Котяков и помощник президента Максим Орешкин. Минфин почему-то представлял не Антон Силуанов, а его заместитель Павел Кадочников.
О том, что говорилось на этом совещании, мы знаем крайне мало - в нашем распоряжении лишь слова главы государства, сказанные в начале, и краткий комментарий г-на Котякова.
В проекте федерального бюджета на 2022 год заложена индексация прожиточного минимума (ПМ) на 2,5%, что «недостаточно», потому что текущий уровень инфляции, «которая ускорилась за последние месяц», гораздо выше, признал на совещании г-н Путин. И предложил поднять ПМ «опережающими темпами по сравнению с инфляцией» - на 8,6%, до 12 654 рубля в месяц. Это увеличит соответственно и привязанные к ПМ пособия.
Минимальный размер оплаты труда (МРОТ), по словам президента, тоже нужно увеличить в 2022 году на 8,6% - до 13890 рублей в месяц. Глава государства пообещал подготовить и внести в Госдуму соответствующие поправки, чтобы их можно было учесть при рассмотрении проекта бюджета во втором чтении.
Второе чтение запланировано Госдумой на 23 ноября, то есть времени оставалось крайне мало. Но Администрация президента сработала оперативно, три поправки за подписью Владимира Путина поступили в парламент уже утром 19 ноября, были представлены на заседании бюджетного комитета полномочным представителем президента Гарри Минхом и практически без обсуждения единогласно одобрены представителями всех фракций. Разве будет кто из политиков голосовать против того, чтобы бедным дать хоть чуть больше? В здравом уме никто, конечно…
Обосновывая необходимость внесения изменений в федеральные законы «О МРОТ» и «О прожиточном минимуме», а также в проект бюджета, г-н Минх напомнил: накануне глава Центробанка Эльвира Набиуллина признала, что по итогам года инфляция может достичь уровня в 7,9%. 8,6%, таким образом - индексация выше уровня инфляции.
Попробуем разобраться, насколько щедр президентский подарок.
Прожиточный минимум
Прожиточный минимум в России на каждый следующий год устанавливается постановлением правительства и равен 42% медианного дохода россиян за позапрошлый год. А медианный доход - это такой, меньше и больше которого имеет по 50% россиян.
Никакой индексации или пересчета в зависимости от инфляции в законе «О прожиточном минимуме» не предусмотрено вовсе. В результате получилось то, что получилось: летом правительство своим постановлением установило на 2022 год среднероссийский ПМ в 11 950 рублей в месяц, что на 2,5% и 297 рублей больше нынешнего.
Даже тогда, когда эту цифру объявляли, накопленная в годовом выражении инфляция превышала 6%. То есть в реальном выражении, с точки зрения покупательной способности, прожиточный минимум в 2022 году должен был запланированно упасть.
Дальше - больше: правительство в конце сентября внесло в Госдуму проект бюджета на 2022-24 годы, где уровень инфляции по итогам 2021 года прогнозировался в 5,8%. В два с лишним раза больше, чем 2,5%! А к концу октября, когда бюджет принимался в первом чтении, инфляция уже сильно перевалила за 7% годовых. Но правительство стояло на своем, хотя в заключениях думских комитетов и выступлениях многих депутатов обращалось внимание на скандальность ситуации.
Не лишне вспомнить, что прожиточный минимум - это официальная черта бедности в России. Все, чей совокупный доход ниже, имеют право на социальную помощь, пособия, компенсации и доплаты. Вслед за федеральным ПМ свои минимумы к середине сентября объявляют регионы. До регионального прожиточного минимума пенсионера доплачивают из бюджета тем неработающим, у которых начисленная пенсия ниже. А условия начисления и размер некоторых социальных пособий напрямую зависит от того, какой прожиточный минимум установлен в данном субъекте Федерации: ежемесячное пособие беременным, ежемесячное пособие на детей в возрасте от 8 до 17 лет…
Теперь свои минимумы придется пересматривать и всем субъектам РФ, попутно внося изменения в проекты своих бюджетов. А федеральный ПМ, как уже говорилось, окажется выше нынешнего уже не на 297 рублей, а на целых 1001 рубль.
Чтобы юридически оформить это предложение президента, на один год решено приостановить действие методики расчета ПМ в привязке к медианному доходу, о которой говорилось выше, и абсолютную величину прожиточного минимума закрепят в текстовой части бюджета.
Для трудоспособного населения ПМ будет равен 13 793 рубля, для пенсионеров - 10 882 рубля, для детей - 12 274 рубля в месяц.
МРОТ
МРОТ в России (минимальная зарплата, которую можно платить за полный рабочий день и полную рабочую неделю) равен 44,2% медианной зарплаты россиян за позапрошлый год. Конкретная цифра закрепляется законом, который принимается ежегодно параллельно с проектом бюджета на следующий год.
Сейчас в Госдуме такой законопроект как раз готовится ко второму чтению: в нем правительство предложило на 2022 год МРОТ в 13 617 рублей в месяц, что на 6,4% и 825 рублей больше, чем минимальная зарплата в нынешнем году. Когда этот законопроект принимался Думой в первом чтении в конце октября, рост на 6,4% уже означал падение минимальной зарплаты в реальном выражении, о чем говорилось многими с трибуны Госдумы, но правительством никак не комментировалось.
Обосновывая необходимость повысить минимальную зарплату на те же 8,6%, что и ПМ, президент напомнил, что в Конституции теперь написано: МРОТ не может быть ниже прожиточного минимума трудоспособного россиянина. А если оставить все как есть, МРОТ оказался бы ниже на 176 рублей в месяц.
В общем, Кремль не стал мучиться и, не внося никаких изменений в методику расчёта МРОТ и даже не приостанавливая её действие на один год, просто предложил в принимаемом Думой законе одну цифру поменять на другую.
МРОТ, кстати, является базой при расчете выплат по больничным листам для имеющих маленький страховой стаж или мизерные заработки россиян.
Деньги
Министр труда и соцзащиты Антон Котяков, комментируя предложения президента, сказал, что они затронут около 16 млн. человек: «Это получатели детских пособий, федеральных и региональных социальных доплат к пенсии, пособий по временной нетрудоспособности». А обойдется федеральному бюджету неслыханная щедрость примерно в 30 млрд.рублей дополнительных расходов.
Сразу возникает вопрос: почему надо было тянуть до конца ноября? Ведь министр финансов Антон Силуанов ещё до первого чтения бюджета говорил, что на доиндексацию социальных пособий до уровня реальной инфляции потребуется около 30 млрд.рублей дополнительно…
Но хозяин, как говорится, барин: когда президент решил озвучить позитивное, с точки зрения имиджа, решение - тогда и озвучил, и лишь после этого механизм оформления этого решения заработал.
Между прочим, в поправках президента пока указаны дополнительные расходы в размере лишь 9 млрд рублей.
Независимый депутат Оксана Дмитриева спросила, предусмотрены ли дополнительные трансферты регионам - у них ведь тоже возникнут дополнительные расходы. Г-н Минх ответил так: сейчас утверждается сама идея и механизм её реализации, 9 млрд. рублей, указанных в поправках - это лишь те допрасходы, «которые мы уже сейчас понимаем и видим». А когда субъекты, у которых тоже есть социальные обязательства, привязанные к ПМ и которые «ведут учет соответствующего контингента», проведут ревизию, перерасчет, тогда и будут приниматься решения о дофинансировании из федерального бюджета. Потому что некоторые привязанные к региональному прожиточному минимуму пособия финансирует федеральная казна.
Пенсии
Тут пока как не было полной ясности, так и нет. Проект бюджета обещает рост пенсий неработающим пенсионерам с 1 января на 5,9%. И если оставить всё как есть - пенсии сильно обесценятся.
Эти 5,9% взялись не с потолка. В 2018 году, когда повышали пенсионный возраст, тем же законом на период до 2024 года отменили обычные правила индексации пенсий на уровень фактической инфляции за предыдущий год. Взамен заранее прописали процент индексации на 5 лет вперед - так, чтобы в среднем ежегодно пенсия неработающих росла на тысячу рублей. Цифра 5,9% - оттуда, из этого закона.
Президент Путин накануне вспомнил, что вообще-то сам лично на съезде «Единой России» перед выборами говорил, что индексация пенсий должна быть выше уровня инфляции, и признал, что «отступать от этого принципа было бы неправильно».
Предложения по конкретным параметрам индексации, по его словам, сейчас прорабатываются в правительстве и Администрации президента, «и депутаты над этим думают». «Вернемся к ним в ближайшее время»,- обнадежил он, не уточнив, правда, когда это самое «время» наступит. И тут же насторожил, сказав, что надо ещё «посмотреть, как сложатся макроэкономические показатели».
Когда посмотреть, какие показатели? По итогам года? Или на данный момент? И что значит «конкретные параметры»? Если ПМ и МРОТ подняли на 8,6%, разве будет справедливо проиндексировать пенсии на меньший процент?
На дополнительную индексацию пенсионерам, ясное дело, нужно гораздо больше средств, чем на повышение ПМ и МРОТ…
Остается только ждать. Если решение по пенсиям будет выглядеть не менее позитивно, чем решение по прожиточному минимуму или МРОТ, озвучить его наверняка опять захочет сам президент.