Только официально зарегистрированных потерпевших в деле около 500 человек. В реальности, по подсчетам следствия - минимум вдвое больше. Совокупный ущерб, понесенный вкладчиками, оценивается в 5-7 млрд рублей. Основной упор QBF делала на VIP-клиентов, на VIP-персон, которые имели до. Эти люди как раз не намерены предавать огласке свои потери и от статуса потерпевшего отказываются. Лишний шум вокруг их имен абсолютно им не нужен.
Что касается Волочковой, она рассказала оперативникам, как все было. По словам примы, она инвестировала в прошлом году в компанию 3 млн рублей, и на сегодняшний день та не вернула ей 1,7 млн. QBF практически свернула свою работу после обысков в ее офисе, проведенных сотрудниками МВД (Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции) в рамках уголовного дела об особо крупном мошенничестве.
В этой истории недоумение вызывает не сам факт мошенничества – финансовые пирамиды сейчас, увы, не редкость - доходность, на которую согласилась Волочкова. 10% годовых – это совсем не те бешеные проценты, что обещают потенциальным клиентам классические финансовые пирамиды, которые на голубом глазу сулят доверчивым гражданам удвоить – утроить их средства. Скорее, они близки к условиям процентов по банковским депозитам: на сегодняшний день, это 7-9% годовых. Получается, QBF решила сыграть в какую-то особо хитрую игру, нивелировав главный маркер, главную отличительную черту подобных схем – якобы огромный доход по вкладу.
«Финансовые пирамиды научились ловко мимикрировать, выдавать себя за добропорядочные организации, - рассуждает кандидат экономических наук, финансовый аналитик Михаил Беляев. – Действительно, в прежние времена основным крючком, на который они цепляли людей, были сверхвысокие проценты. Похоже, в какой-то момент механизм утратил эффективность, вызывая все больше подозрений. Организаторы пирамид это учли».
Но полностью перестроиться, избавиться от своих родовых признаков они не в состоянии. И, прежде чем заключать с финансовыми компаниями договор, прежде чем расстаться со своими деньгами, нужно попытаться узнать несколько вещей. Например, когда в последний раз обновлялся сайт компании (если этого долго не происходит, уже непорядок), чем она занимается, каково ее финансовое положение, есть ли собственные основные средства, есть ли лицензия Банка России. А еще проще, отмечает Беляев, зайти на официальный сайт ЦБ, где представлен реестр лицензированных структур – банков, МФО, брокерских компаний, которым государство разрешило брать деньги у населения и работать с ними.
«Ситуация с QBF явно выбивается из общего ряда, - говорит финансовый аналитик Сергей Дроздов. – Первый раз я услышал об этой структуре, наверное, в 2012 году: на рынке она зарекомендовала себя как абсолютно нормальная инвестиционная компания, занималась обычным брокерским обслуживанием, инвестировала в недвижимость. И, на мой взгляд, изначально этот бизнес не был выстроен под финансовую пирамиду.
Видимо, года два-три назад руководство QBF решило по каким-то причинам пойти по кривой дорожке. У компании набралось немало постоянных состоятельных клиентов, кинуть которых на деньги заведомо проще и выгоднее, чем заниматься черновой брокерской работой, изобретать какие-то продукты. В этом-то и была сложность для потерпевших: они безоговорочно доверяли QBF и предугадать такой поворот событий не могли».
А вообще, резюмирует Дроздов, запредельно высокая доходность (намного выше ставок по банковским депозитам) была и остается ключевым признаком финансовых пирамид. Причем речь идет о 10-15% в месяц, а не в год. И любой человек должен задаться вопросом: на чем, собственно, компания будет зарабатывать такие деньги для себя и своих клиентов? Одно из двух: либо там трудятся финансовые гении, либо это классическая пирамида. Первый вариант, понятно, крайне маловероятен.
С другой стороны, с финансовыми мошенниками борются уже не первый день и не первый год. И все советы и рекомендации, как не попасть им в сети, начинаются с пункта о сверхвысоких процентах, которые должны насторожить клиентов. Вот основатели пирамид и приспосабливаются к тому, чтобы «не светить» этот фактор. А значит гражданам, отдающим свои деньги в рост тем или иным структурам, придется быть бдительными вдвойне и втройне.