Шесть из каждых десяти российских компаний-туроператоров могут «схлопнуться», говорится в обращении участников рынка к премьеру. Во избежание существенных рисков для отрасли они попросили правительство продлить отсрочку долгов перед туристами за несостоявшиеся туры, которая заканчивается 31 декабря 2021 года.
Напомним, сейчас возможные варианты компенсации ущерба клиентам со стороны туроператоров могут быть различными. Например, перенос тура на другое направление или на более позднюю дату в 2022 году, если откроется граница для поездок в страны, в которые были оплачены путевки.
Если турист не воспользуется поездкой (откажется переносить сроки, отвергнет предложенное направление), начиная с января 2020-го он должен получить обратно свои деньги. В случае возврата путешественникам средств компании также должны заплатить проценты в размере 1/365 ключевой ставки Центробанка на сумму неиспользованного тура за каждый календарный день – с момента подачи заявления о расторжении договора до дня возврата денег.
Туроператоры заявляют, что денег у них нет, так как они перевели их иностранным партнерам. По оценке главы ассоциации «Турпомощь» Александра Осауленко, фирмы должны клиентам около 25 млрд руб. Совокупная сумма страховок и средств в фондах персональной ответственности – около 7 млрд руб.
Получается, что в сложившихся условиях у туроператоров связаны руки. Ведь средства путешественников уже переведены зарубежным партнерам, которые пустили их в оборот. В общемировой практике нет механизма для их возврата. Туристов готовы принять на отдых, но физически вернуть им деньги невозможно, рассказывает старший аналитик ИАЦ «Альпари» Анна Бодрова.
«Если правительство не продлит отсрочку долгов, либо каким-то иным образом не поможет турбизнесу, то множество фирм запустят процесс банкротства, а туристы не получат ни своих денег, ни забронированного отдыха, – рассказывает она. – В особенности удар придется на средние и малые компании, которые до пандемии отправляли туристов в Юго-Восточную Азию, Китай, Европу – многие из стран этих регионов до сих пор закрыты из-за антиковидных мер».
Компенсацию может получить часть туристов из страховок и фондов персональной ответственности туроператоров. Но совокупная сумма, имеющихся там средств – 7 млрд руб. – не будет поровну «размазана» между всеми, подчеркивает главный аналитик TeleTrаde Марк Гойхман. «Каждая компания имеет свои средства в фонде, и распределяться они будут между клиентами данной фирмы. Причём рассмотрение для каждого туриста – в индивидуальном порядке, с учетом конкретных обстоятельств. Таким образом, какую-либо компенсацию, даже частичную, получат далеко не все, а скорее, лишь незначительная часть клиентов», – отмечает он.
Гойхман считает, что основной сценарий развития ситуации – ожидать решения государства по продлению отсрочки агентствам и разработку комплексной помощи по данному вопросу. «В таком случае можно будет смягчить последствия сложившегося положения дел, снизить возможность массовых банкротств туроператоров и невозврата денег клиентам. Тем более что выделять какие-то бюджетные средства не понадобится. Это было бы неплохим компромиссным решением», – полагает он.
По имению Анны Бодровой, если отсрочку не продлят, то компании начнут массово уходить с рынка, заявляя о своем банкротстве. «Большая часть туристов лишится своих денег и отдыха. Пострадает порядка 25 тысяч российских туристов», – подытожила эксперт.
Таким образом, туркомпании надеются, что о них позаботится правительство. А вот кто позаботится об этих 25 тысячах россиян, которые на данный момент просто-напросто лишились своих денег, потраченных на приобретение несостоявшихся туров? В пандемию в России сложилась неоднозначная традиция перекладывать проблемы компаний на рядовых потребителей. Отраслевые лоббисты обращаются за отсрочкой платежей и за другими видами поддержки к государству, которое охотно принимает решения в их пользу. Жаль обычных туристов, которые в результате опять остаются в проигрыше: и улететь на отдых не смогли, и деньги до сих пор не вернули.