«За период летней навигации в поселок Провидения прибыл один корабль. В ноябре планируют второй. В период между ними кончилась капуста, морковь, лук, яблоки. Яиц и молочной продукции тоже нет. Заканчивается картофель», - говорится в обращении жителей поселков Чукотки к президенту Путину.
Как подсчитало руководство региона, в приморских портах остаются около 1,6 тысячи контейнеров, не добравшихся до пунктов назначения. Поставки на Камчатку задерживаются на период до 60 дней. По словам представителей транспортных компаний, терминалы Приморья перестали справляться с возросшим грузопотоком из Китая. Суда не могут встать на загрузку в порту Владивостока из-за фактического отсутствия свободных причальных стенок для размещения и погрузки.
Проблему едва ли ее устранит приморская транспортная прокуратура, которая начала проверку «на предмет соблюдения законодательства при организации завоза продукции в районе Крайнего Севера через порт Владивостока». Вряд ли выправит ситуацию и рабочая группа, созданная в Минтрансе по поручению вице-премьера Юрия Трутнева. Речь идет о системном кризисе, а значит, точечные административные меры не помогут.
В местных соцсетях люди пишут, что вынуждены покупать просроченное молоко (чтобы готовить каши) – свежего давно нет. В магазинах подчистую разобрали фрукты и овощи, картошку берут мешками, и скоро не останется и ее.
За молочной продукцией, доставляемой самолетами, с раннего утра выстраиваются очереди. Причем в одни руки дают не более двух упаковок или пакетов – сметаны, ряженки, кефира. По словам Елены, жительницы чукотского поселка Провидение (население – 2 тысячи человек), вовсю идет торговля лежалым товаром, в частности, печеньем и консервами. Проблем нет только с алкоголем, его всегда завозят в большом количестве.
Как поясняет блогер из Провидения Андрей, перебои вызваны нехваткой сухогрузов: их сейчас усиленно фрахтует Китай, который быстрее других стран восстановился после коронакризиса. Российским транспортным компаниям это тоже выгодно: из Владивостока до Чукотки месяц ходу, а до китайских портов – рукой подать. Между тем, еще в октябре Минсельхоз заявил, что не ожидает продовольственного дефицита на внутреннем рынке – ни по одной категории товаров.
«Порты Дальнего Востока сегодня действительно перегружены ввиду переориентации большого грузопотока, нехватки подвижного ЖДУ состава, - говорит зампред правления «Руспродсоюза» Дмитрий Леонов. – Однако о распространении товарного дефицита на всю Россию речи нет. Отечественные пищевые предприятия готовы удовлетворить потребности страны в продовольствии и - выводить дополнительные смены в случае, если это понадобится».
Но тень продуктового дефицита накрывает даже казалось бы сверхблагополучный с точки зрения продовольственного снабжения столичный регион. За неимением официальной статистики, мы провели экспресс-опрос знакомых и коллег, и выяснили, что почти каждый из них в течение последних недель сталкивался с исчезновением с прилавков тех или иных привычных продуктов. Один пожаловался на то, что в известной сети вдруг пропало безлактозное молоко, которого до этого было хоть залейся, другая – на неожиданно закончившуюся в крупном онлайн-магазине любимую замороженную выпечку, третий – на то, что из окрестных универсамов «испарились» популярные шоколадное батончики, четвертая никак не может найти любимую марку красного вина. Конечно, о пустых полках речь никто не ведет, но даже возникновение такого локального дефицита многими потребителями воспринимается весьма болезненно.
По словам Леонова, в последнее время в «Руспродсоюзе» наблюдают некоторое сужение товарного ассортимента в сетевой продовольственной рознице, в частности, в Москве. Эксперт объясняет это тем, что в условиях пандемии и пониженного спроса торговые сети стараются оптимизировать ассортимент по максимуму, оставляя на прилавках рентабельные и социально важные позиции.
«Мы живем не в 1991 году, и дефицита в общероссийском масштабе не будет, - говорит президент Союза потребителей России Петр Шелищ. – Дальневосточные регионы находятся в наиболее уязвимом положении, поскольку сильнее других зависят от сезонного завоза продуктов и международной логистики, где сейчас наблюдаются сбои. Но вот продовольственные цены в стране продолжат расти – из-за вялого предложения, из-за слабой конкуренции между производителями. Считаю, пора уже отменить антизападное продовольственное эмбарго – это заставит наши агропромышленные холдинги зашевелиться и насытить рынок».
Дело не только в логистике: себестоимость сельскохозяйственной, в частности, мясной и молочной продукции на 60-80% складывается из стоимости кормов. А она резко выросла. Плюс подорожали азотные удобрения, которых летом очень не хватало при посеве озимых, рассуждает ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников. Конечно, российское население в целом не столкнется с пустыми полками (не говоря уже об угрозе голода), но ситуация будет и дальше влиять на розничные цены, разгонять инфляционные ожидания, ухудшать социальную атмосферу. На взгляд Масленникова, будет ускоренно дорожать и вся продукция, поступающая в центральные регионы с Дальнего Востока. Прежде всего, это рыба лососевых пород и икра.