Апелляция Nord Stream 2, поданная в Федеральный суд Германии на решение Высшего земельного суда Дюссельдорфа, сводится к следующему. Газовая директива ЕС предполагает разделение владельцев газотранспортного маршрута и прямых поставщиков энергоресурсов на две отдельные группы. Газовый трейдер, то есть, компания, с которой заключаются долгосрочные контракты на продажу углеводородов, не имеет права на стопроцентное заполнение трубы — контрагенты могут обеспечивать только половину поставок, предоставляя оставшиеся объемы независимым производителям. Такая схема, по мнению Евросоюза, препятствует усилению монополии различных добывающих держав, служит преградой для дискриминации третьих сырьевых государств и уравновешивает котировки «голубого топлива» на торговых площадках ЕС.
Представители Nord Stream 2 не опровергают законодательную фабулу. Оператор СП-2 готов поддержать энергетическую инициативу Евросоюза, однако считает, что газопровод не должен попадать под юридические нормы Старого Света. «На дату вступления изменений в силу 23 мая 2019 года, газопровод был завершен с точки зрения финансового обеспечения. Основываясь на действовавшей в то время правовой базе, компания совершила инвестиции в размере нескольких миллиардов евро задолго до того, как Европейская комиссия объявила о своем плане внести поправки в Газовую директиву ЕС», — напоминает в своих судебных требованиях оператор СП-2.
С аналогичными осложнениями в борьбе за увеличение поставок на европейский рынок «Газпром» уже сталкивался. Местные регуляторы, основываясь на Газовой директиве, еще в 2019 году ограничивали доступ российского газа в трубопровод OPAL, служащим европейским распределительный ответвлением «старшего брата» СП-2 — газотранспортной магистралью «Северный поток - 1». Это решение действует до сих пор, что вынуждает «Газпром» отказываться от долгосрочного бронирования транспортных мощностей и переориентироваться на месячные поставки энергоресурсов.
«Газовая политика Европы ныне выглядит весьма противоречиво: одни страны ЕС приветствуют рост поставок российских углеводородов, поскольку понимают последствия наступившего топливного кризиса. К примеру, на британских автозаправках до сих пор постоянно происходят кровопролитные столкновения между потребителями, пытающимися отвоевать у соседа лишний литр бензина. Другие продолжают доверять обещаниям американских компаний, специализирующихся на поставках сжиженного топлива, но далеко не всегда выполняющих условия контракта», — отмечает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.
На деле это выглядит следующим образом: биржевой трейдер покупает на рынке всего лишь документ о закупке энергоресурсов (фьючерс), а затем может продать такой сертификат, не утруждая себя заботами о поставке реального топлива конечному покупателю. «Именно спекуляция на спотовом газовом рынке и привела к нынешним рекордным ценам на «голубое топливо» в Старом Свете», — убежден эксперт. Вследствие подобного «бумажного» оборота поставщик теряет возможность контактировать с получателем сырья, в результате чего практически утрачивается ответственность за предоставление реального топлива — объем закупленных энергоресурсов остается в виртуальной документации посредников, что позволяет недобросовестным биржевым участникам фактически «торговать воздухом».
Судя по всему, в ЕС начинают более трезво относиться к роли России в урегулировании ситуации на топливном рынке континента. Как заявил премьер-министра Чехии Андрей Бабиш, местным импортерам топлива «необходимо договориться с Москвой о долгосрочных контрактах на поставку газа и в полной доступной мере использовать мощности СП-2». В свою очередь глава правительства Баварии Маркус Зедер отмечает, что только скорейший ввод в эксплуатацию нового российского газопровода способен остановить рост цен на «голубое топливо» на европейских биржах. К такому же мнению склоняются и британские политики, до последнего времени яростно препятствующие запуску СП-2 в эксплуатацию. Как заявил министр экономики, энергетики и промышленной стратегии Соединенного королевства Кваси Квартенг, его ведомство всегда выступало за реализацию проекта и не поддерживало противников строительства газопровода.
«Новый российский экспортный маршрут, который качественно отличается от существующих магистралей, в том числе, и от украинской газотранспортной системы, уже построен. Основные европейские страны, диктующие экономическую политику всего континента, осознают, что эта энергетическая ветка позволит застраховать их от будущего топливного кризиса, — полагает Пикин. — Поэтому, представляется естественным, что насущные топливные проблемы окажут воздействие на очередной вердикт европейской судебной инстанции и ограничения по поставкам через СП-2 будут сняты».