Законопроект, устанавливающий величину МРОТ на 2022 год, был внесен правительством вместе с проектом бюджета. Замглавы Минтруда Елена Мухтиярова напомнила депутатам, что по новым правилам с 2021 года МРОТ на каждый следующий год равен 42% медианной зарплаты за предыдущий текущему год. Медианная зарплата - это такая зарплата, меньше и больше которой получает по 50% работников, а МРОТ на 2022 год, значит, будет равен 42% медианной зарплаты за 2020 год, и составит 13 617 рублей, что на 6,4% и 825 рублей больше, чем в 2021 году. Доходы вырастут у 2,7 млн.россиян, сказала г-жа Мехтиярова. Дополнительные расходы федерального бюджета составят 4,5 млрд.рублей, региональных и муниципальных бюджетов - 12, 7 млрд. рублей, частного бизнеса около 17 с миллиардов рублей. Законопроект был одобрен трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений, в которую входят представители правительства, профсоюзов и объединений работодателей, напомнила докладчик.
Она, правда, не уточнила, что трехсторонняя комиссия обсуждала этот вопрос в конце июля 2021 года, когда рост на 6,4% казался вполне приличным и превышал прогнозируемый уровень инфляции. Но с тех пор много воды утекло. Николай Коломейцев (КПРФ) напомнил, что Минфин считал бюджет исходя из прогноза инфляции по итогам 2021 году в 5,8%, а в начале октября министр экономического развития Максим Решетников говорил уже о 7,4%. На что замглавы Минтруда ответила, что «все расчеты и обоснования готовятся с позиции официальных прогнозов, оценка МЭР пока еще не утверждена, и эту дискуссию, наверное, можно еще раз возобновить после пересмотра официальной оценки».
Кстати, даже неофициальный прогноз г-на Решетникова теперь - предел мечтаний: по данным Росстата на 18 октября, годовая инфляция составляет 7,8%.
Практически все выступавшие говорили о несовершенстве нового механизма расчета МРОТ, утвержденного законом всего лишь год назад. «Если мы хотим решать задачу борьбы с бедностью, методика расчёта МРОТ должна быть скорректирована, чтобы все-таки происходило выравнивание доходов», - сказала независимый депутат Оксана Дмитриева. Кроме того, заметила она, уровень оплаты труда в бюджетной сфере «существенно ниже», а в частники значительную часть зарплаты выдают в конверте, то есть для частников рост МРОТ означает в большинстве случаев лишь обеление ещё какой-то части реально выплачиваемых работникам зарплат…
Против законопроекта в его нынешнем виде выступили фракции КПРФ и «СР». Коммунисты утверждали, что по расчетам экспертов РАНХиГС и Плехановского университета МРОТ ещё год назад должен был быть равен 32 тысячам рублей в месяц. А справоросс Олег Нилов назвал законопроект «лукавым и ничтожным», а абберивиатуру МРОТ предложил расшифровывать как «Мизерный размер оплаты труда». «Что такое плюс 825 рублей в месяц? Это как к веревке добавить кусочек мыла»,- возмущался он. В «СР» ссылались на «академиков РАН», которые посчитали, что платить меньше 31 тысячи рублей в месяц с учетом роста стоимости потребительской корзины нельзя.
Напомним: к стоимости потребительской корзины МРОТ у нас больше не привязан.
«За» были ЛДПР и «ЕР». ЛДПР - потому, что плюс 825 рублей в месяц - «это увеличение, хотя и на уровне ниже инфляции», сказал глава думского Комитета по труду и социальной политике Ярослав Нилов. Но ко второму чтению «надо посмотреть реальную инфляцию»,- заметил он.
А Андрей Исаев от имени «ЕР» напомнил, что в конце 90-х годов, когда никакой «ЕР» не было, МРОТ составлял 83 рубля 49 копеек, и лишь в 2001 году благодаря «ЕР» и президенту в Трудовом кодексе написали, что МРОТ следует приблизить к прожиточному минимуму, что произошло лишь в 2018 году. Вопрос можно или нельзя прожить на 13 617 рублей в месяц он назвал не главным, потому что «для абсолютного большинства работников МРОТ - это не зарплата, а минимальная гарантия». Потом г-н Исаев сказал, что с 2007 года субъекты РФ вправе своими решениями повышать МРОТ выше общероссийского, выше МРОТ минимальный заработок может быть установлен и коллективными договорами между профсоюзами и работодателями, и отраслевыми соглашениями. «Но в любом случае мы не должны допустить того, чтобы реальная покупательная способность МРОТ снизилась», заявил он.
Позднее в разговоре с «МК» г-н Исаев напомнил, что когда осенью прошлого года принимался закон о новой методике исчисления МРОТ в процентах от медианной зарплаты, и никакого механизма защиты от высокого роста цен предусмотрено в нем не было, представитель Минтруда уверял депутатов, что по прогнозам в ближайшие пять лет рост МРОТ будет выше уровня инфляции.
Фракция «Новые люди» правом на выступление не воспользовалась, а при голосовании воздержалась.
«Кто мешает регионам воспользоваться правом повышать МРОТ выше общероссийского уровня?» - спросил в конце дискуссии спикер Вячеслав Володин, признав, что 13617 - «действительно, очень маленькая сумма, и обсуждать эту тему тяжело». Не кто, а что: ведь это автоматически приведет к росту расходов региональных и муниципальных бюджетов на зарплаты тем самым работникам бюджетной сферы…Реальность такова: в 2021 году из 18 субъектов РФ Центрального федерального округа, к примеру, МРОТ выше общероссийского в 12 792 действует лишь в трех. Это Москва, Московская и Тульская области
С региональных властей спикер быстро перешел к «бессовестным» работодателям, многие из которых, по его словам, «имея возможность повысить у себя МРОТ, используют серые схемы, а на затраты относят и спортивные дорогие автомобили, и другие средства роскоши». Он предложил правительству ко второму чтению подумать, как можно «мотивировать» к повышению зарплат, «поспособствовать этому» - вплоть до уголовной ответственности…
Второе чтение состоится в конце ноября.