Само ведомство, дескать, удивляется: просмотрели, упустили из вида. За все время мониторинга (с 2000 года) это – рекордная стоимость овсяных хлопьев. По сравнению с минувшим годом рост составил 12 %. Хотя торговые сети утверждают, что цена поднялась на все 20 % и что не они ее взвинчивают, а поставщики, то бишь земледельцы.
Справедливости ради отметим, что овес и его производные (каша и хлопья) не первый раз становится рекордсменом, драйвером цен. Мы к этому уже попривыкли. Ровно год назад тот же Росстат фиксировал «дикое» подорожание овсяных хлопьев – в оптовом звене на 30 %, а в розничном – на 10.
Так что же происходит на этом рынке, почему овсянка превращается в экзотику, становится в один ряд с овощами и картошкой?
У производителей на сей счет веские причины. Сокращение посевных площадей, неурожай из-за плохой погоды, подорожавшие тарифы на железнодорожные перевозки и упаковка…
В общем и целом, воз и маленькая тележка уважительных причин, на каждом технологическом этапе каждое звено чуть повысит стоимость услуг – и на магазинной полке кило крупы стоит уже на 20 % дороже.
По логике, чтобы не повторять прошлогоднего рекорда роста цен, производители должны просто увеличить площади под овес. Тем более, что за год его зерно подорожало на 30 %.
Но посевы, по статистическим данным, в последние годы медленно, но уверенно сокращаются.
Так, в минувшем году овса в России посеяли минимум за последние 30 лет: 2 млн. 420 тысяч гектар. В нынешнем, все-таки, еще меньше, хотя точных цифр нам найти не удалось.
Любопытна динамика снижения посевных площадей. За последние 5 лет они сократились в России на 20 %, в период с 2000-го года – на 50,2 %, а если сравнить с советскими временами (1990 г.), то почти на 75 %.
Впору спросить аграрное ведомство: земледельцы, как та кошка, которая гуляет сама по себе? Дети перестали кушать овсяную кашу, которая полезна для здоровья?
В нынешних условиях крестьяне от овса шарахаются, как черт от ладана. Сложности состоят в его товарном виде. Если кончик зернышка хоть чуть-чуть потемнел, то из разряда продовольственного он тут же перекочевывает в разряд фуражного с соответствующей потерей стоимости аж на 30 %.
И не за то обидно крестьянам, что их культура в одночасье подешевела, а за то, что фуражный овес в нашей стране нигде не продашь, он никому не нужен. Это во времена оные, путешествуя из Петербурга в Москву, на постоялых дворах лошадям насыпали много овса. Сегодня в России лошадей практически не осталось.
И куда прикажете девать фуражный корм?
Вот и сокращаются посевы овса в России, соответственно, его цена и дальше будет расти на магазинных полках. Сейчас ведь что главное для собственника или акционера? Прибыль. Производителя понять можно, убытки ему государство никак не компенсирует, дело помощи утопающим – дело рук самих утопающих. Свято место пусто не бывает: сибирские регионы (Алтайский и Красноярский края, Новосибирская область), основные поставщики овса, переключаются на экспортные сельхозкультуры, масличные. Например, масличного льна для Китая много не бывает.
Да и везти по железной дороге не очень далеко. Это, как ни странно, тоже имеет значение.
Дело в том, что кубометр овса весит около 400 килограмм, а такой же объем пшеницы 750 кг, почти в два раза больше. Получается, что в ж-д вагоне везут в центральную Россию воздух. Да еще, не ровен час, с почерневшими зернышками.
Наверное, мы не удивимся, если через какое-то время в нашей рыночной экономике вообще не останется места для выращивания овса.
Пускай переходят на экзотические бананы, они самые дешевые из плодовых и овощных культур. Тем более, что привычная нам овсянка в коробочках стоит в сетевых магазинах около 120 рублей за кило, а килограмм бананов - всего 88.