Главным поводом для блокировки переводов с карт и электронных кошельков авторы законодательной инициативы называют противоправные действия, совершаемые с целью оплаты наркотиков, финансирования терроризма или экстремизма, а также «в случаях, не терпящих отлагательства, и при наличии достаточных сведений» об использовании средств для организации митингов.
Внесудебную блокировку операций предлагается осуществлять на срок в 10 дней. Затем уже решение примет суд, который может ее продлить или снять. Главным критерием для блокировки денежного перевода станет «возможный вред, вероятность наступления общественно опасных последствий противоправных деяний». Если такой вред будет критическим образом угрожать безопасности государства и общества, а решение о приостановлении операций сможет его предотвратить, то ситуация будет рассматриваться как «не терпящая отлагательств».
Само решение о блокировке финансовых операций будут принимать руководители ФСБ, МВД, Росфинмониторинга, а также их заместители и отдельные руководители территориальных подразделений этих ведомств.
Предложенная Росфинмониторингом инициатива вызвала горячие споры среди аналитиков. Эксперты высказывают противоположные мнения — от утверждения, что на наших глазах идет наступление на конституционные права граждан, до того, что закон защитит простых россиян от действий мошенников.
«Эта инициатива — воплощение в жизнь утопии Оруэлла «1984», - считает Василий Солодков, директор Банковского института НИУ ВШЭ. - Отчуждение собственности у граждан — это прямое нарушение российской Конституции.
Истинная цель здесь не в желании бороться с оборотом наркотиков или терроризмом. На самом деле власти пытаются сделать так, чтобы люди на митинг не могли собирать деньги». Любые нарушения закона, а тут речь идет о большем — о нарушении прав, описанных в Конституции — грозит произволом, подчеркивает эксперт.
«Что случится, если каждый чиновник будет решать, можете ли вы своими деньгами пользоваться или нет? - вопрошает он. — При этом в силовых ведомствах есть масса задач по их прямому профилю, которые нужно решать, в том числе и финансовые аферисты, которого меньше не становятся». Уже не осталось человека в России, которому бы хоть раз не позвонили бы «из службы безопасности банка» с целью совершения мошеннических действий. «Вот этим нужно заниматься силовым ведомствам, а не переводы или операции по картам блокировать», - считает Солодков.
На противоположном полюсе находятся эксперты, считающие, что законопроект направлен как раз на защиту кошельков россиян от действий мошенников. «На мой взгляд, принятие этого закона никакого негативного влияния на банковский сектор не окажет, - вступает в полемику Игорь Костиков, председатель совета «Финпотребсоюза», доктор экономических наук. - Права клиентов кредитных организаций эта инициатива никак не затронет, потому что действия по блокировке касаются ряда составов преступлений, чтобы в ходе следственных действий можно было принять превентивные меры не только в отношении террористической деятельности и незаконного оборота наркотиков, но и мошенничества».
В Финпотребсоюзе часто сталкиваются с такими ситуациями: пока дело идет до суда, преступники все деньги со счетов уже вывели и найти их невозможно. «Это бывает и в финансовых пирамидах, и в действиях «черных коллекторов» и «серых» ростовщиков и в других мошеннических схемах, поэтому возможность приостановить подозрительное движение средств на 10 дней — крайне важно для правосудия» - делает вывод Костиков.
«По существу меняется только способ принятия итогового решения с судебного на внесудебный, - развивает тему Андрей Тугарин, управляющий партнер GMT Legal. - Все также необходимы проверки и установление юридически значимых фактов для определения признаков незаконности операций».
Эксперт считает, что признаки операций, которые подлежат блокировке согласно новому законопроекту, достаточно узкие, и поэтому лишь малая категория лиц может попасть под «колпак» связи с такими операциями.