Помидоры, огурцы
На неделе с 14 по 20 сентября цены на помидоры и огурцы выросли на 7,9% и на 7% соответственно, по данным Росстата. И это при том, что в прошлом году в это же время они дешевели по сравнению с концом августа. Между тем, сезонный фактор позволяет предположить, что вплоть до конца года эти продукты будут еще больше прибавлять в цене.
Комментирует Юрий Баранчик, замдиректора Института РУССТРАТ: «Помидоры и огурцы растут в цене, поскольку более дешевая продукция открытого грунта замещается более дорогой из парников. В парниках овощи требуют больших затрат на освещение и тепло, что и вызывает рост себестоимости.
В прошлом году продолжительное тепло в сентябре позволило собирать овощи открытого грунта, сейчас такие плантации уже пусты, помидоры и огурцы зреют в парниках. Кроме того, в магазины начал более активно поступать импорт, он более дорогой по сравнению с отечественной продукцией. К Новому году стоимость овощей обычно прибавляет 50-100% к уровню цен сентября, примерно такую динамику цены и стоит ожидать к праздникам».
Макароны
В России возник дефицит твердых сортов пшеницы, это может привести к подорожанию макарон. Многие производители работают на старых запасах, которых хватит в лучшем случае еще на месяц-два. А дальше придется закупать пшеницу нового урожая, цены на которую будут очень высокие.
Комментирует Юрий Баранчик:
«Макаронные изделия могут подорожать в среднем на 15-20%, поскольку и сырье (пшеница твердых сортов) подорожала в этом году на 40% - это эффект мировых цен, к которым приближаются и внутрироссийские».
Петр Шелищ, председатель Союза потребителей России:
«Я принципиальный противник прямых административных воздействий на цены, в том числе путем внеэкономического принуждения продавцов и изготовителей. Но считаю допустимым применение инструментов косвенного воздействия на них через создание интервенционных фондов или установление экспортных квот и пошлин на продукты, сильно зависящие от мировых цен.
А в отношении продуктов, которые трудно заменить более дешевыми - таковы, например, макароны и макаронные изделия, считаю такие меры вполне оправданными и эффективными, если они применяются в острой ситуации и временно. Если же они станут постоянными, то аграрии просто сократят посевы твердых сортов пшеницы и заменят ее каким-то другим злаком, более выгодным на тот момент».
Куриное мясо, яйца
Оптовая цена филе куриной грудки на электронных торгах в европейской части России недавно установила годовой рекорд в 250–260 руб./кг. (год назад она составляла 150 руб.). Также с 14 по 20 сентября росстатовский индекс потребительских цен показал, что сильнее всего дорожает куриное мясо: птица прибавила в стоимости 1,25% за неделю и 18,4% с начала года.
Что касается яиц, то в августе закупочная цена на них была на уровне 27–32 руб. за десяток. Новые контракты на следующие полгода (сентябрь – февраль) заключены уже по цене 65 руб. В торговых сетях за последние две недели отмечают подорожание яйца (в закупке) категории С2 – на 47%, С1 – на 37%, С0 – на 21%.
Комментирует Юрий Баранчик:
«Цены на яйцо и мясо растут из-за увеличения затрат производителей: если до конца лета многие из них работали на кормах, которые были закуплены в прошлом году по актуальным на тот момент ценам, то сейчас ситуация другая. Собран новый урожай и зерно сильно подорожало – в среднем, на 30% с начала года. А производители закупают корма именно в это время и сейчас их затраты выросли очень сильно. Что и отражается в отпускных оптовых ценах, а скоро отразится и в рознице.
Вероятнее всего, подорожание мяса курицы составит 20%, яиц – около 10%, говядины – 25%, свинины – порядка 15%. Ведь зерно – основной вид корма для всех сельскохозяйственных животных и птицы. Чем он дороже – тем дороже мясо, яйца, молоко».
Говядина
У рестораторов — дефицит мраморной говядины. На рынке очень мало поставщиков. Из-за контрсанкций поставки мраморной говядины из США и Австралии запрещены. А у российского производителя не хватает мраморной говядины для отечественных ресторанов - мясо, по словам ресторатора, идет на экспорт в Китай.
Комментирует Юрий Баранчик:
«Мраморная говядина – непростой с точки зрения производства продукт. Чтобы получить мясо такого качества, коров кормят разными видами кормов в определенной последовательности. Это означает высокие цены на мраморную говядину, а спрос нельзя назвать постоянным. Такое мясо востребовано далеко не у всех категорий потребителей. Кроме того, высокие затраты на производство такого мяса могут нести далеко не все производители, а только самые крупные.
Если мраморной говядины недостаточно для удовлетворения спроса, а импорт дорогой, цены будут расти в любом случае. Наверняка это будет рост цен минимум на 10-15%: из-за увеличения стоимости кормов и специальных добавок».
Вино
Оптовые цены на российское вино к 2022 году вырастут на 15–20%, прогнозирует рейтинговое агентство НКР.
Комментирует Павел Шапкин, руководитель центра разработки национальной алкогольной политики:
«Что касается цен на вино, то тут понятная ситуация: из-за ураганов и сильных ливней в Краснодарском крае этим летом у некоторых хозяйств погибло до 80% урожая. Это, естественно, снизило объемы получаемого сырья, а из-за дефицита (или на его ожидании) цены всегда растут.
Есть и другой фактор, провоцирующий рост стоимости. Новый закон о виноградарстве и виноделии запрещает использование при производстве зарубежного сырья. Так как более 55% отечественных вин производят с использованием виноматериалов, закупленных за пределами России, своего винограда попросту не хватает. Нет в России столько виноградников, чтобы снабдить все предприятия ягодами. При этом закон запрещает использование зарубежных ингредиентов при производстве.
Неурожай в Европе также приведет к росту цен. Российские потребители могут лишиться бюджетного алкоголя уже этой осенью. Игристые вина, которые сейчас продаются по цене меньше 200 рублей за бутылку, будут стоить дороже на 20%. Европейские вина поднимутся процентов на 15. Водка подорожает примерно на 10%».
Перспективы продуктового рынка
Комментирует Артем Деев руководитель аналитического департамента AMarkets:
«Главное значение для наших производителей продуктов питания имеет инфляция, которая развивается во всем мире – растет стоимость доставки, разных компонентов для производства. Ведь далеко не в каждом секторе импортозамещение достигает высокого уровня – 80-90%. Соответственно, увеличиваются и розничные цены в магазинах, так как сети на популярные продукты питания делают свою наценку.
Вероятнее всего, традиционные продукты к Новому году - курица, свинина, говядина, яйца - подорожают в среднем на 5-7%, овощи и фрукты (особенно импорт) – в пределах 10-15%, алкоголь – на 15%».