В три этапа
Российские больницы начали внедрять решения по автоматизации приема и обслуживания пациентов еще в конце прошлого века. Но бум начался в 2011 году, когда стартовал проект создания Единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ). На его первом этапе, который в документах значится как «Базовая информатизация», из госбюджета выделили 30 млрд руб.
На втором этапе, проходившем в 2013–2018 годах, регионы получили и освоили уже 28 млрд руб. Еще 2 млрд правительство добавило им в виде федеральных субсидий. За эти деньги удалось сделать немало. Минздрав РФ создал вертикально интегрированные медицинские информационные системы (ВИМИС) по отдельным профилям: онкологии, сердечно-сосудистым заболеваниям, акушерству и неонатологии, профилактике. В короткий срок популярными стали электронные медкарты. Муниципальные и ведомственные больницы внедрили безбумажный оборот электронных документов. Пионером стал проект ФСС по переходу на электронный листок нетрудоспособности. Сейчас во многих клиниках выдают электронные рецепты, электронные родовые сертификаты. В 2021 году разработчикам необходимо поддержать около 50 новых типов медицинских документов. Активно переходят на цифровые модели предоставления результатов и лаборатории.
На третьем этапе проекта, в течение 2019–2924 гг., планируется создать на основе ЕСГИЗ единый цифровой контур здравоохранения. На эту стратегическую задачу из федерального и региональных бюджетов выделено 151 млрд руб. Из них около 19 млрд руб. требуется освоить из консолидированного госбюджета на внедрение МИС в текущем году.
Перегибы на местах
Понятное дело, что такой «сладкий» бюджетный «пирог» стоимостью 151 млрд руб. привлек повышенное внимание правоохранительных органов. К примеру, большой общественный резонанс вызвал скандальный арест экс-министра информатизации Тульской области Артура Контрабаева и бизнесмена Алексея Черноусова, обвиненных в махинациях при создании и внедрении региональной информационной системы здравоохранения. По версии СК, все выделенные на эти цели в течение нескольких лет 68 млн руб. похитили, а «стоимость фактически выполненных работ составила ноль рублей ноль копеек».
При этом потерпевший по громкому делу — правительство Тульской области — не согласился ни с выводами обвинения, ни с размером ущерба. Поскольку региональная система, созданная на основе МИС «Инфоклиника», давно успешно работает и даже признана Минздравом РФ одной из лучших в стране. Прямо комедия Грибоедова «Горе от ума» в исполнении тульских следователей.
Для сравнения: согласно порталу Госуслуг, Санкт-Петербург заключил 107 контрактов на 123,3 млн руб. на поставку МИС «Инфоклиника», Ростовская область — 12 контрактов на 16,3 млн руб., Волгоградская область — 7 контрактов на 4,4 млн руб. Москва вообще выделила в 2013–2017 гг. на закупку программного обеспечения и услуг по информатизации здравоохранения 8,9 млрд руб. И контролирующие органы не нашли ни одного нарушения.
Расклад сил
По словам члена наблюдательного совета ассоциации «Национальная база медицинских знаний», директора по развитию Webiomed Александра Гусева, рынок программных продуктов для медицины и здравоохранения четко делится на два сегмента. Практически 90% оборота формирует госзаказ, поэтому все производители поддерживают в решениях интеграцию с ЕГИСЗ, ЕЦКЗ. «Данных по сектору частных клиник нет, но мы оцениваем его объем в размере 300–500 млн руб. ежегодно», — добавил эксперт.
10 лет назад разработкой МИС занималось около 100 компаний. Сейчас, по данным АРМИТ, осталось 47 игроков. В сегменте госзаказов по оборотам и клиентской базе лидируют «РТ Медицинские информсистемы» из Перми (СП «РТ Лабс» и ГК «СВАН»), «Барс групп» (Казань) и ГК «Нетрика» (Санкт-Петербург). На частном рынке в топ-3 входят столичные компании «Смарт Дельта Системс» (МИС «Инфоклиника»), «Пост Модерн Текнолоджи» (МИС «Медиалог») и питерская «Реновацио Софт» (МИС Renovatio).
Согласно маркетинговому исследованию компании К-МИС (Петрозаводск), частная клиника готова в среднем одноразово заплатить за внедрение медицинской информационной системы порядка 20–40 тыс. руб. (максимальная сумма составила 120 тыс.). Комфортный уровень оплаты услуг технической поддержки находится в пределах 10–15 тыс. руб. в год.
Интересно, что некоторые крупные частные клиники отказались от сторонних заказчиков и разработали программные продукты своими силами. К примеру, сеть клиник «Европейский медицинский центр» (EMC) за полтора года инвестировала в цифровизацию более 50 млн руб. Зато теперь EMC имеет МИС «Элемент» собственной разработки, которая увеличила производительность работы сети и позволила автоматизировать оригинальные бизнес-процессы.
Свежие ветры
Отметим, что частные клиники, несмотря на небольшую долю на рынке медицинского софта, предъявляют к разработчикам более высокие требования. Как сообщил «МК» заместитель гендиректора по информационным технологиям «СМ-Клиника» Сергей Митянин: «Ранее мы использовали «монолитную» МИС, с единым архитектурно-программным кодом для всего функционала, единым хранилищем данных. Сейчас находимся в процессе перехода на микросервисную архитектуру, в которой существует множество автономных модулей, где каждый отвечает за свой круг задач. Такой подход позволяет сохранить общую функциональность при отказе отдельного модуля».
— Все больше клиник понимают, что от работы МИС зависит опыт клиента, а за клиента идет очень сильная конкуренция, — отметил гендиректор сети клиник «Будь Здоров» (принадлежит «Ингосстраху») Филипп Миронович. — Поэтому ряд крупных игроков «написали» свои системы, чтобы лучше управлять опытом своих клиентов. Большое количество идей возникает, как применить ИИ в этом процессе. Но я пока не знаю примеров, где это бы дало какие-то ощутимые финансовые результаты, кроме пиара. С другой стороны, государство выделяет огромные деньги на цифровизацию здравоохранения регионов, и многие компании пытаются угодить именно государственному заказчику, где приоритет совсем не на опыте клиента, а на контроле списания расходных материалов и выполнения требований ОМС. Вот два разнонаправленных тренда, которые сейчас формируют рынок подобных решений.
Тест на прочность
Пандемия стала проверкой на прочность для разработчиков МИС. В конце 2020-го — начале 2021 года им нужно было в течение нескольких дней разработать и включить в цифровой контур здравоохранения новые сервисы — запись на вакцинацию, регистры больных COVID-19, аналитическую отчетность по заболеваемости COVID-19 и др. Лучше со стрессом справились те компании, которые на уровне архитектуры предусмотрели возможность включения новых функциональных блоков. «Пандемия показала практическую ценность цифровизации. Если ранее эксперты на протяжении нескольких лет дискутировали по поводу возможности проведения некоторых типов телемедицинских консультаций в соответствии с текущим законодательством, то сейчас вопросы сняты, а нормативные акты оперативно дорабатываются, чтобы обеспечить возможность проконсультироваться с врачом дистанционно в условиях экстремальной ситуации», — заметил руководитель отдела продаж и развития компании «Нетрика Медицина» Андрей Дюков.
По прогнозу Александра Гусева, в ближайшие годы консолидация рынка программных продуктов для медицины и здравоохранения продолжится. Часть игроков будет вынуждена его оставить. Некоторые лидеры не смогут удержать позиции. Их места займут молодые и амбициозные команды, которые предложат модные облачные технологии системы. Кроме этого, усилится тренд на импортозамещение. Все больше разработчиков МИС будут использовать российское ПО.
Уже известно, что в следующем году возникнут новые ВИМИС. Например, по инфекционным заболеваниям. «Цифровое здравоохранение движется в сторону специализации. Все чаще будут востребованы интеграционные сервисы, которые смогут обеспечить обмен данными и преемственность между системами. Обращаясь к врачу, пациенту не придется приносить с собой бумажные документы и историю болезни. Вся информация будет доступна в электронном виде, в том числе и самому пациенту», — заключил Андрей Дюков.