Морскую часть СП-2 стоимостью 9,5 млрд евро проинвестировали компании Франции, Австрии, Англии, Уэльса и Германии. На балтийское дно уложено 200 тысяч труб с внутренним диаметром 1153 мм и толщиной стенки до 41 мм. Это сложнейший проект морского газопровода с одной мощной береговой компрессорной станцией, в котором рабочее давление будет достигать 220 атмосфер. Сухопутные компрессорные станции обычно располагаются на расстоянии 300 км друг от друга, каждая из которых является источником значительных утечек в атмосферу парниковых газов. Использование только одной компрессорной станции, а также мощных газоперекачивающих агрегатов с газотурбинным приводом позволяет примерно в 5 раз снизить выбросы в атмосферу парниковых газов. Поэтому громко заявляющие о себе немецкие «зеленые» должны обратить внимание на экологичность уже реализованного проекта СП-2.
Во второй половине XX века началось широкое использование природного газа. В XXI веке рост производства энергии, населения и потребления природных ресурсов достигли таких значений, что биосфера стала подавать человечеству сигналы тревоги. Эти сигналы видятся в различных проявлениях глобального экологического кризиса, одно из которых — потепление климата. Современная наука предсказала поджидающие человечество опасности и призывает постепенно отходить от использования ископаемого топлива. Просвещенная Европа понимает, что поддерживающие жизнь на Земле экосистемы могут окончательно разрушиться еще при нашей жизни. В ЕС сложилась наиболее развитая система регулирования выбросов с прицелом перейти на вечные источники энергии. В ЕС действует плата за выбросы диоксида углерода в размере 28 евро за тонну. Природный газ — наиболее экологичное из всех видов ископаемого топлива. Поэтому природный газ будет использоваться человечеством до конца XXI века.
При чем тут «Северный поток-2»? Против этого проекта выступали и выступают страны Балтии, Польша, Украина и США. Но сегодняшней и завтрашней Европе никуда не деваться, ей критично не хватает надежного российского природного газа. США и ФРГ договорились об исключении политической подоплеки пуска СП-2 с условием не лишать Украину как страну-транзитера природного газа в Европу. Что может еще помешать пуску в эксплуатацию СП-2? Первое — это необходимость проведения сертификации газопровода относительно его безопасности и бесперебойности снабжения. Немецкий регулятор энергетического рынка уже получил документы на техническую сертификацию СП-2, без получения которой начало работы газопровода невозможно.
Второе — газовая директива ЕС, запрещающая «Газпрому» быть одновременно оператором газопровода и поставщиком газа, то есть нужно отделить поставку газа от эксплуатации газопровода. Это требование, видимо, придется осуществить через продажу трубы одной из наших российских компаний. Третье — это шумная партия германских «зеленых», напустившая экологического тумана вокруг якобы климатически вредного СП-2.
Сейчас в одной части Европы раздаются голоса, что ей будто бы не нужен российский газ, что после 2035 года она откажется от угля и углеводородов. Другая часть Старого Света сетует, что Россия не подает ей газ в хранилища и есть опасность, что европейцы будут мерзнуть. Боятся европолитики и того, что Москва может использовать СП-2 наподобие «нефтяного оружия», которое в начале 1970-х годов использовало Саудовское королевство против США. Даже президент Украины Зеленский призвал создать «предохранители от использования Россией газа в качестве оружия». Он же повторил лживый тезис министра энергетики США о том, что «российский газ, который будет поступать по СП-2, является самым грязным в мире». Сегодня Европа и Украина покупают этот газ по заоблачным ценам, чтобы зимой не замерзнуть. Конечно, когда более 30% энергетики континента зависит от российского газа, европейцы подспудно могут опасаться, что рассердившаяся Россия может перекрыть им газовый вентиль. Но пусть тогда ведут себя корректно и уважительно по отношению к стране — поставщику нужного им газа!
С начала года «Газпром» нарастил добычу газа на 51 млрд кубометров по сравнению с прошлым, ковидным годом. Российская компания, пользуясь ценовой конъюнктурой, увеличила поставки газа в страны дальнего зарубежья, которые достигли исторического максимума. Но газа миру все равно не хватает. Европа на треть снабжала себя своим газом, сейчас их месторождения в Северном море истощены, их запасы заканчиваются. Украинский магистральный газопровод физически и морально устарел. Уверен, что с будущего года отошедшая от политического похмелья Европа будет благодарить Россию за реализованный в условиях жестокого противодействия проект СП-2.
Глобальное потепление проявило себя самым наглядным образом. Аномально жаркое лето обеспечило повышенный спрос на газ и электричество, на работу кондиционеров и холодильников. А тут еще пандемия обостряет и подбадривает экономический кризис. Приближающаяся зима показывает, насколько важным и необходимым является природный газ для экономики стран Евросоюза.
Цены на газ в Европе и в мире переживают исторический скачок, перешагнув рубеж 800 долларов за тысячу кубометров, что отражается на всей цепочке поставок. Это плохая новость и для компаний, и для домохозяйств, потому что люди не хотят из-за высоких цен ограничивать себя в уюте и комфорте. На этом фоне внутренняя цена в России на природный газ выглядит очень даже приемлемой — 60 долларов за 1000 кубометров.
Страны ЕС находятся во власти погоды: холодная зима истощила подземные хранилища газа (ПХГ). В прошлом году на начало сентября уровень заполнения хранилищ достигал 92%, а сейчас только 66%. Похоже, что к 12 октября — началу отбора газа — хранилища недосчитаются около 15 млрд кубометров. На этом фоне «Газпром» прекратил продажу газа Евросоюзу на 2022 год через собственную электронную торговую площадку, при этом обновил рекорд по поставкам газа в Китай по магистральному газопроводу «Сила Сибири».
Несколько слов о водороде, о возможности перекачки которого по газопроводу СП-2 заговорили СМИ. Полагаю, что подобную транспортную функцию построенный газопровод выполнять не сможет. Водород как энергоноситель никак не помогает решению климатической проблемы. Водород как химическое топливо возвращает меньше энергии, чем расходуется на его производство. Этот газ удобен лишь для использования в качестве посредника — накопителя избыточной энергии, производимой всеми видами генерации.
Хранение и транспортировка водорода представляют немалую проблему. Атомы водорода способны проникать и улетучиваться через микротрещины и поры в металлических стенках труб и резервуаров. Емкости для хранения и трубы для перекачки водорода имеют сложную и многослойную структуру стенок. Водород вызывает «охрупчивание» стали, поэтому не следует надеяться на то, что получаемый из метана российский «коричневый водород» можно будет транспортировать по магистральному трубопроводу СП-2, выполненному по классической схеме.
Российские аналитики подсчитали, что СП-2 окупится не ранее чем за 20 лет. Возникает вопрос: стоило ли России столь настойчиво предлагать странам Евросоюза свой самый чистый в мире природный газ, терпя при этом оскорбительные нападки с их стороны? России не следует торопиться продавать на все стороны света этот ресурс, он самим позарез нужен. Газ ждут миллионы российских домохозяйств в Сибири и на Дальнем Востоке. Мимо моего родного Красноярска проходит газовая труба «Сила Сибири», а город отапливается бурым углем — и над ним стоит купол «черного неба».
Итак, пусконаладочные работы на СП-2 завершаются, сварен последний стык. Все готово к началу коммерческой эксплуатации многострадального газопровода. В этом году «Газпром» может успеть прокачать в сторону Германии до 5 млрд кубометров газа.