Об отказе от пролонгации контракта на поставку «голубого топлива» из нашей страны польским потребителям после его истечения в конце 2022 года, заявил уполномоченный правительства Польши по вопросам стратегической энергетической инфраструктуры Петр Наимский. В будущем октябре Варшава собирается переключить закупки сырья на норвежских добытчиков, полностью «обезопасив» собственную экономику от российских энергоресурсов.
Норвежский газ поляки намерены получать по трубопроводу Baltic Pipe, который в пять раз уступает по своей протяженности российскому «Северному потоку-2» — длина польской трубы всего 230 километров. Как ни странно, этот «молодой» проект уже имеет долгую и довольно интересную историю. О его старте польская госкомпания PGNiG и датский сырьевой холдинг компания DONG объявили в далеком 2001 году. Проект изначально задумывался как канал поставок альтернативного российскому сырья. Спустя несколько лет, в течение которых укладка труб так и не началась, Baltic Pipe был признал экономически нецелесообразным. В течение следующего десятилетия проект несколько раз с тем или иным успехом реанимировался — участникам строительства постоянно не хватало денег, а труба оценивалась в 1,5-2 млрд евро. В итоге, в апреле этого года строительство было возобновлено и на сентябрь осталось достроить всего 20 км трубы. Владельцами газопровода являются польская Gaz-System и датская Energinet.
Однако Варшава пока не решила вопрос с заполнением своего нового топливного маршрута. Собственными ресурсами Польша закрывает лишь треть необходимых потребностей в голубом топливе. В свою очередь, доля российского сырья в энергобалансе соседнего государства составляет около 60%. С будущего года Варшаве придется не только запустить Baltic Pipe на полную мощность, но и найти в Норвегии поставщика, способного обеспечить стабильную поставку более 10 млрд кубометров сырья.
Желающих гарантировать такие объемы пока не нашлось. Польской PGNiG пришлось своими усилиями забронировать 80% от общей мощности проекта, хотя возможности госкомпании позволяют надеется лишь на треть от необходимого — на 3,5 млрд кубометров в год. Кроме того, польские газовщики будут вынуждены урегулировать претензии европейских экологических организаций, обвиняющих трубопровод в угрозе жизни местным видам живности, в первую очередь, полевым и летучим мышам. Летом датский Апелляционный совет по вопросам окружающей среды и пищевых продуктов отозвал ранее выданное разрешение на строительство трубы.
В результате не исключено, что к началу запуска Baltic Pipe окажется недозагружен. Без газа наступающей зимой поляки, конечно, не останутся. Варшава сможет докупать газ по краткосрочным сделкам. В конце концов, Польша собиралась купить газовое месторождение в Норвегии, добыча в которой падает уже несколько лет. Потратиться на попутные издержки, правда, придется изрядно. Несмотря на снижение 16 сентября стоимости тысячи кубометров в $970 до $780, цены на газ в Европе продолжают оставаться в два с половиной раза выше, чем в начале года.
Между тем для России варшавский демарш может послужить тревожным звоночком с точки зрения перспектив сырьевого экспорта. Польша стала второй по счету европейской державой, которая полностью отказалась от закупок голубого топлива в нашей стране — Украина уже несколько лет заключает импортные сделки с биржевыми перекупщиками. Очевидно, что в обоих случаях мотивами расторжения отношений в большей степени послужили политические разногласия, нежели экономические резоны. Вместе с тем не исключено, что Варшава своим примером продемонстрирует возможность существования без российского голубого топлива другим покупателям из ЕС, которые из геополитических соображений также начнут искать, кем заменить «Газпром».
«Первыми в список потенциальных отказников от российских энергоресурсов могут попасть прибалтийские страны, которые также неоднократно грозили закупать сырье у альтернативных поставщиков. Тем не менее перемена канала доставки не означает, что европейцы, те же поляки, не будут использовать российский газ. Просто сырье будет закупаться на свободном рынке и отправляться покупателю по реверсной схеме. Ровно также, как в настоящее время наше топливо покупает Украина», — считает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.
Фактически это подтверждает глава PGNiG Павел Маевский, который открыто признает, что в ближайшие годы потребности Польши в газе вырастут почти на 4 млрд кубометров в год, и часть из них может также как и сейчас поступать по трубопроводу «Ямал – Европа», а затем внутри ЕС распределяться между конечными покупателями. Как полагает Пикин, можно гарантировать, что российского газа на европейском рынке меньше не станет. При этом станет больше тех, кто сможет нажиться на политических амбициях Польши и растущих в связи с этим котировках голубого топлива.