Мировые долги растут поистине ударными темпами. До пандемии коронавируса этот показатель равнялся $260 трлн, сейчас уже $296 трлн. По сравнению с первым кварталом долг всех стран мира вырос на $4,8 трлн. Исходя из этой динамики, уже к концу 2021-го общий долг превысит символическую отметку в $300 трлн. Для сравнения: суммарный годовой ВВП по итогам прошлого года составил по разным оценкам $131-132 трлн.
По словам директора отдела исследований по вопросам устойчивости IIF Эмре Тифтика, темпов восстановления мировой экономики пока не хватает для возврата мирового долга к допандемийным значениям. В Институте рассказали, что в первом полугодии 2021-го вклад домашних хозяйств в объём мирового долга составил $1,5 трлн. Аналитики связали это с ситуацией в США, Китае и Бразилии, где население резко увеличило расходы, в том числе на рынке недвижимости. Государственный и корпоративный долги за аналогичный период выросли на $1,3 трлн и $1,2 трлн соответственно.
Свои задолженности наращивают практически все страны мира за небольшим исключением. По данным исследователей, сейчас только Аргентине, Дании, Ирландии, Ливану и Мексике удалось удержать соотношение долга к ВВП на допандемийном уровне.
Госдолг России также растет - по итогам первой половины 2021 года он увеличился почти на 1,5 трлн рублей. По предварительным данным, к 1 июля он составил 20,4 трлн рублей — 17,7% от прогнозируемого объёма ВВП страны. Такое соотношение можно считать одним из самых благополучных в мире, но расслабляться нашим денежным властям не стоит. Дело в том, что если мир накроет глобальный долговой кризис (а такой сценарий вовсе не выглядит нереальным), то российским финансам в целом и нашей национальной валюте в частности, мало не покажется. Так уже было в 2008-2009 году, когда события на фондовом рынке США привели к финансовому кризису по всему миру, включая и Россию. Стоит ли ждать повторения подобного сценария в ближайшее время, «МК» выяснил у экспертов.
Артем ДЕЕВ, руководитель аналитического департамента AMarkets:
«Рано или поздно такое бездумное наращивание долгов в глобальном масштабе приведет к череде дефолтов и новому мировому финансовому кризису. Самое ужасное, что сегодня никто не знает, что делать с этими колоссальными накопленными долгами дальше. Ясно лишь, что государства никогда не смогут расплатиться по ним. Хотя Россия, с ее сравнительно небольшим госдолгом, как раз сможет в случае необходимости решить эту задачу. Кризис ударит по нашей стране опосредованно – через сокращение внешнего спроса на нефть, газ и другие ключевые экспортные товары. Для нас это означает сокращение ВВП и соцобязательств со стороны государства, нарастание дефицита бюджета».
Алексей ПОРТАНСКИЙ, профессор Факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ:
«Сейчас человечество выбирается из коронакризиса, и этот процесс будет продолжаться еще какое-то время. Но если экономика в глобальном масштабе начнет стабильно и уверенно расти, опасаться нового финансового кризиса не будет оснований. Разумеется, на фоне растущего мирового госдолга могут образовываться какие-то пузыри, как в США в 2008 году. Прежде всего они опасны в двух ведущих мировых экономиках — США и Китая. Но власти этих стран — пусть каждая и по - своему - стараются проводить максимально взвешенную банковскую и бюджетную политику. Но при этом в Америке периодически запускают печатный станок, а в Китае накопилось много «грязных» (безнадежных) долгов. Вина за них лежит на государстве, которое долгие годы поощряло компании брать кредиты ради приобретения новых технологий. Что касается России, то небольшой процент госдолга к ВВП не должен вводить в заблуждение: любая серьезная дестабилизация на сырьевых рынках планеты ударит по нашей слабо диверсифицированной экономике».