Газопровод «Северный поток - 2» общей мощностью 55 млрд кубометров в год (две нитки по 27,5 млрд кубов) от побережья России через Балтийское море до берегов Германии был задуман еще в 2012 году. За счет нового маршрута «Газпром» рассчитывал полностью отказаться от услуг газотранспортной системы Украины.
К проекту сразу захотели присоединиться несколько европейских участников — французская Engie, австрийская OMV, британская Shell и немецкие Uniper и Wintershall. Расходы на строительство на общую сумму в 9 млрд евро стороны разделили поровну: одну половину взял на себя «Газпром», а другую — европейские партнеры монополии. Для исполнения функций оператора газопровода в Швейцарии была зарегистрирована фирма Nord Stream 2. Изначально ее владельцами оказались все участники проекта, однако впоследствии, когда Вашингтон пригрозил разрывом экономического сотрудничества со структурами, так или иначе задействованными в проекте, европейские компании вышли из капитала Nord Stream 2 в пользу России, переоформив свои вложения в кредитную линию «Газпрому».
Старт укладки морского участка СП-2 был дан в сентябре 2018 года. Изначально завершить строительство подводного отрезка трубы «Газпром» собирался в конце 2019 года. Однако американские санкции отпугнули основного подрядчика проекта — швейцарского судовладельца Allseas. Российской монополии пришлось срочно переоборудовать трубоукладчики из собственного флота. В течение 2020 года строительство СП-2 фактически было парализовано. Работу по укладке подводного маршрута удалось возобновить только в конце января 2021 года. Однако и после реанимации строительства проект постоянно сталкивался с претензиями, предъявляемыми недоброжелателями — в первую очередь, США и Украиной.
- Какие сертификации необходимо будет получить «Газпрому» для введения СП-2 в эксплуатацию? Уже подана заявка в Федеральное агентство по сетям Германии на сертификацию Nord Stream 2 в качестве «независимого оператора транспортной системы». Что подразумевает такой разрешительный документ?
- Большая часть сертификаций, которые необходимо получить «Газпрому», связаны с технологическими характеристиками трубопровода. В ходе такой процедуры проверяется соответствие проекта всем необходимым техническим требованиям и проектной документации. Обычно такую сертификацию проводят независимые эксперты, привлеченные Горным управлением германского города Штральзунд, на основе анализа которых выдается разрешение на введение трубопровода в эксплуатацию.
Однако главной задачей «Газпрома» является утверждение статуса Nord Stream 2 в качестве независимого оператора проекта. Согласно европейским законам, добывающая компания, поставляющая газ в страны Старого Света, не имеет права одновременно осуществлять транспортировку сырья. Такое правило направлено на обеспечение свободной конкуренции на европейском газовом рынке, который по своей природе склонен к постоянной монополизации. В случае с СП-2 такое условия пока не выполняется: «Газпром» является не только единственным поставщиком «голубого топлива», но и единоличным владельцем оператора проекта — швейцарской компании Nord Stream 2. По законам ЕС, несоблюдение критериев анбандлинга — разделения собственности — позволяет загружать только половину возможных эксплуатационных мощностей трубопровода.
- Есть ли выход из такой ситуации?
- Во-первых, в самом европейском законодательстве существуют исключения, при которых независимый оператор — на этот статус и претендует Nord Stream 2 — может управлять транспортировкой газа, оставаясь при этом собственником «трубы». Впрочем, даже отсутствие статуса «независимого оператора» не становится непреодолимой преградой для загрузки СП-2 на все 100%. Правила анбандлинга вступают в силу за 12 километров до берегов Германии — именно с этой дистанции начинают действовать требования ЕС. «Газпром» может нанять стороннюю фирму, на которую будут возложены обязанности управления поставками на «последней миле» — на том отрезке трубы, о котором идет речь. Такой маневр вполне соответствует критериям европейской юрисдикции.
- Сколько времени займет процедура сертификации?
- Поскольку «Газпром» не бронировал дополнительные транспортные мощности через территорию Украины на будущий год, то можно предположить, что монополия уверена в урегулировании всех спорных вопросов в самое ближайшее время, чтобы приступить к поставкам сырья в оперативные сроки. Часть необходимой документации уже направлена немецким ведомствам, а остальные требуемые бумаги можно будет предоставлять по мере запросов со стороны европейских чиновников. Думаю, что окончательное оформление будет завершено до конца года.
- По информации источников, первый газ по новому трубопроводу «Газпром» собирается пустить в октябре. Причем до конца года монополия намерена экспортировать по этому маршруту около 5,6 млрд кубометров. Насколько выполнимо такое обещание?
- Теоретически к транспортировке первого коммерческого газа можно будет приступить даже в сентябре. Поставки можно будет осуществлять по первой нитке трубопровода, строительство которой было завершено в середине лета. Исходя из мощности первой линии СП-2 в 27,5 млрд кубометров, «Газпром» вполне способен обеспечить поставки в озвученных источниками объемах. Оставшиеся три недели сентября монополия потратит на завершение пусконаладочных работ на второй нитке, а первую линию будет заполнять коммерческим газом для начала экспорта в октябре. Правда, до настоящего времени к таким работам «Газпром» еще не приступал.
- Каких шагов можно ожидать в ближайшее время от недоброжелателей СП-2? Как они могут помешать работе газопровода?
- Достигнутое на встрече Ангелы Меркель и Джо Байдена соглашения об условиях эксплуатации нового российского трубопровода подразумевает два основных требования. Первое — Россия сохраняет транзит газа через Украину в объемах, зафиксированных в заключенном ранее договоре между Москвой и Киевом. Второе — Россия не будет использовать газ в качестве «оружия» против Украины.
Первое требования «Газпром» обязательно выполнит. Возможно, транзит по территории Украины сократится, однако российская компания выплат Киеву полную законтрактованную сумму. Такая схема также предусмотрена в европейском законодательстве. В прошлом году «Газпром» прокачал через Украину лишь 40 млрд кубометров, вместо 65 млрд кубов, которые прописаны в соглашении с Киевом. Сокращение поставок было связано с падением спроса из-за пандемии коронавируса. За недостаточные объемы транзита монополия заплатила неустойку и украинская сторона не предъявляла никаких претензий. На каких основаниях Киев теперь обвиняет нашу страну в уклонении от транзитных обязательств, совершенно не ясно — страна все равно получит полную сумму контракта, даже если физически сырья будет перекачено меньше, чем планировалось.
Другое дело - использование газа в качестве «оружия» против Украины. Такая неопределенная формулировка оставляет за Киевом возможность для новых претензий в адрес России. Например, не ровен час, произойдет очередная эскалация конфликта в Донбассе. Такое нежелательное развитие событий позволит Украине предъявить, к примеру, следующее обвинение: Россия достроила и запустила СП-2, поэтому теперь может усилить противоборство с Украиной, которая находится в энергетических тисках Кремля.
Санкции, которые могут последовать в дальнейшем, могут оказаться самыми парадоксальными, однако России и в первую очередь «Газпрому» все равно придется искать пути выхода из неприятной ситуации. Если бы не было политической подоплеки, то главной задачей монополии стало бы заполнение СП-2 на полную мощность. Однако в сложившихся условиях российской компании приходится справляться с проблемами сразу на нескольких фронтах.