На сей раз организаторы форума, которыми традиционно выступают Минфин РФ и столичная мэрия, превзошли сами себя, пригласив на площадку форума не кого-нибудь, а премьер-министра Михаила Мишустина. Еще за сутки до начала мероприятия он не значился ни в каких программах форума, хотя повышенные антиковидные требования аккредитации участников наталкивали на мысль о возможном прибытии высоких гостей. Именно Мишустин открыл пленарную сессию ММФ, сделав в ней акцент на принятые правительством меры по поддержке населения в период послепандемийного восстановления экономики. Он напомнил о выплатах, которые получили родители школьников, пенсионеры и военнослужащие. Для их осуществления в масштабах страны потребовались серьезные ресурсы. А дополнительные доходы государство заработало как раз за счет восстановления экономики. Благодаря слаженным действиям правительства поступления в бюджет выросли. «На конец августа их объем примерно на треть превысил показатель на ту же дату прошлого года», — отметил премьер. Уже в июне экономика России достигла допандемийного уровня. «По предварительным оценкам Росстата, объем ВВП за первое полугодие составил 4,5%», — отметил Мишустин. По его словам, правительство и в дальнейшем планирует направлять дополнительные ресурсы на поддержку людей. Решать эту важную задачу будет социальное казначейство, которое создается для оказания помощи нуждающимся гражданам.
Другие участники панельной дискуссии сошлись в том, что одной из главных угроз для роста доходов граждан в настоящее время является инфляция, пришедшая, по их мнению, в Россию с мировых рынков. «США переборщили с объемом стимулов экономике в коронавирус, что привело к глобальному скачку инфляции», — заявил помощник Президента РФ Максим Орешкин. По его мнению, России удалось избежать такой ошибки. В нашей стране были найдены оптимальный объем и размер стимула и его структуры, что позволило чуть больше чем за год восстановить экономику. Две ключевые меры стали решающими в этом процессе. «Первое — это решение по льготной ипотеке. Второе — это выплаты гражданам и бизнесу», — отметил Орешкин.
Свой камень в иностранный огород бросил и министр финансов Антон Силуанов, подчеркнувший, что государствам нельзя постоянно печатать деньги и не платить за это: ведь в конце концов за всё придется платить гражданам. Он напомнил опыт зарубежных стран. В Канаде был дан самый большой бюджетный импульс, но в результате страна получила инфляцию и снижение темпов роста, а в Турции разогнали инфляцию до 19%. Все шаги по стимулированию поспандемийного восстановления должны быть взвешенными, подчеркнул министр.
Модератор пленарного заседания, председатель Комитета Госдумы по бюджету и налогам Госдумы Андрей Макаров поинтересовался у собравшихся экспертов, что же следует делать в условиях такого резкого ускорения инфляции, которое наблюдается сегодня в России. Он обратил внимание, что с февраля месяца цены на сырье, например, растут постоянно, несмотря на все меры по их сдерживанию.
Максим Орешкин ответил, что меры по монетарному сдерживанию инфляции реализуются Банком России, а немонетарные — правительством. В частности, есть различного рода экспортные пошлины, которые позволяют предотвратить резкий рост цен на внутреннем рынке в условиях, когда компаниям выгоднее товары направлять за рубеж. Но полностью нивелировать это влияние в условиях открытых границ невозможно.
Решение предложил Антон Силуанов. По мнению министра финансов, те экспортеры, которые получили дополнительные доходы от мирового роста цен, «должны поделиться», а эти средства пойдут на поддержку граждан. «Задача правительства в том, чтобы создать инструменты, которые обеспечили бы те темпы инфляции, которые не сокращали бы доходы населения», — заявил министр.
Однако пока, как известно, реальные доходы населения еще не восстановились до пандемийного уровня. А чтобы компенсировать их многолетнее падение, граждане вынуждены набирать кредиты. Максим Орешкин увидел в экономике новое накопление рисков из-за растущих объемов кредитования. «Только за август в нашей стране было выдано 647 млрд рублей потребительских кредитов. Эта сумма больше, чем все выплаты и пенсионерам, и школьникам вместе взятые. Это сейчас такая главная история, которая меняет структуру спроса в экономике, уводит ее от инвестиционного к потребительскому, концентрирует ее на тех, кто эти кредиты берет», — сказал спикер. Тему надувания «пузыря» на рынке потребкредитования Орешкин поднимает не впервой. Ранее он это делал в 2019 году, будучи министром экономики РФ. Может быть, поэтому Орешкин оговорился, что «это его любимая цена». Впрочем, два года назад ЦБ удалось купировать эти риски. Удастся ли теперь?