До 2014 года в России были разрешены только 4 игорные зоны на территориях Алтайского, Краснодарского, Приморского краев и Калининградской области. После присоединения Крыма к России полуостров включили в список регионов, где разрешается строительство казино. Однако только в 2018 году власти утвердили площадку под его строительство – участок на юге Крыма площадью 147 тыс. кв. м.
По словам одного из основателей игорного бизнеса в России Дмитрия Слободкина, сегодня только две из четырех игорных зон остаются более-менее прибыльными: в Сочи и на Дальнем Востоке. «Дело в том, что на сегодняшний день в правительстве есть идея, что в зонах должен быть так называемый якорный инвестор, который вкладывает деньги и потом этот бизнес развивает. Только у него есть лицензия на организацию игорной деятельности в этом месте. Эта практика порочная с самого начала, потому что тот, кто вложил деньги в одно предприятие, не будет вкладывать во что-то еще, пока оно не окупится. А те, кто хотел бы вложиться, уже не пойдут на эти условия. Потому что схема, когда один владеет, а другой вкладывает – не очень понятна. Единственную зону, где не было этих якорных инвесторов – «Азов-Сити» - закрыли», - пояснил он «МК».
Что касается, Крыма, то, по словам эксперта, казино можно построить за два года и даже быстрее, если на строительство есть деньги. Другое дело – кому будет интересен этот проект. «Этот бизнес будет сезонным, потому что местное население не особо богатое. Да и туристы, посещающие Крым - тоже. А для похода в казино нужны деньги, которые человек будет готов потратить в ущерб отпуска. Бизнесмены и чиновники тоже скорее предпочтут игровую зону в Сочи», - считает он.
Сами крымские власти и эксперты более оптимистично смотрят на идею строительства казино. Там ожидают круглогодичного наплыва туристов и уверены, что проект будет приносить бюджету почти 25 млрд в год.
Однако цифры явно завышены - на игорный бизнес не существует налога с прибыли – только со стола и игрового автомата. «Есть фиксированная ставка с 1 игорного оборудования, поэтому ни о каких великих пополнений бюджета речи быть не может. Например, они заплатят 250 тысяч рублей со стола и 15 тысяч с одного игрового автомата. Допустим, там будет 10 столов и 30-40 автоматов. Вот и считайте. Ну может еще налог с заработной платы, с недвижимости – для бюджета это копейки», - пояснил Слободкин.
По его словам, во всем мире отказались от существования игорных зон. До принятия закона казино приносили бюджету страну порядка 380 млрд рублей налогов в год. Сейчас эта цифра равна 1,5 млрд. При этом проблема, которую власти пытались решить закрытием казино – патологическое влечение к азартным играм – осталась. «Есть подпольные игорные заведения, которые были и будут существовать во всем мире. В одном Китае, где за это очень серьезное наказание (10 лет тюрьмы – прим.ред), существуют не менее 1 млн игровых автоматов. Они есть в Израиле, есть в США и других странах. Игроманию можно ограничивать, когда это легальные заведения, например, ограничить вход. Но когда это подпольные, то ничего сделать нельзя. Мы даже не знаем, где они находятся».