Сама Меркель неоднократно заявляла о пользе газопровода, который способен обеспечить и Германию, и Европу в целом стабильными поставками. Вместе с тем, это не мешало уходящей вскоре со своего поста немецкому канцлеру вести переговоры с США об условиях пуска в эксплуатацию проекта. И, видимо, совсем неслучайно накануне визита Меркель в Москву ведущая германская деловая газета Handelsblatt назвала наиболее серьезные препятствия на пути полноценной работы нового газопровода. Российские эксперты оценили степень угрозы «Северному потоку - 2».
Одним из главных вопросов для бизнес-сообщества Германии в преддверии скорой отставки Ангелы Меркель является судьба уже практически достроенного трубопровода, проходящего в обход Украины и способного соединить Россию и Европу новой ниткой для поставок энергоресурсов. Меркель всегда вставала на сторону российской магистрали, в которую немецкие инвесторы изрядно вложились. Однако сохранится ли аналогичная диспозиция после того, как фрау канцлер уйдет на покой — не совсем ясно. Вашингтон продолжает угрожать российскому проекту новыми санкциями, а Берлин проводит переговоры с американцами на предмет условий будущей работы газопровода.
Эксперты Handelsblatt определило семь ключевых препятствий для работы СП-2. Во-первых, это Газовая директива ЕС, ужесточенная два года назад целенаправленно для усложнения функционала проекта — Брюссель может оказать «Газпрому» в праве быть оператором трубы, несмотря на то, что российская монополия владеет 100% контролирующей транспортировку швейцарской компании Nord Stream.
Во-вторых, собственная внутренняя европейская политика — Польша и Прибалтика не хотят усиления России на рынке топливном рынке Старого Света.
В-третьих, это позиция Украины, теряющей транзитные доходы с введением нового российского газопровода.
В-четвертых, негативное отношение к проекту ряда депутатов Европарламента. В-пятых - немецкая партия «Зеленых», которая последовательно выступает против пуска газопровода в эксплуатацию. В-шестых, иски экологических организаций считающих, что проект противоречит климатической политике ЕС.
Наконец, в-седьмых, против проекта играет назначение американского дипломата Амоса Хохштейна на должность куратора энергетической безопасности СЩА — он известен как ярый противник СП-2, поэтому на новом посту продолжит оказывать негативное влияние на ситуацию со строительством газопровода. Российские эксперты по просьбе «МК» оценили степень серьезности названных немецким изданием рисков для проекта СП-2.
Наталья Мильчакова, заместитель руководителя ИАЦ «Альпари»: «Наиболее серьезными из перечисленных Handelsblatt препятствий для СП-2 являются два: возможная победа на выборах в Бундестаг партии «Зеленых», настроенной против трубопровода, и Газовая директива ЕС.
Первая из этих препон достаточно относительна: немецкая партия «Зеленых» вряд ли наберет абсолютное большинство голосов в парламенте Германии, хотя у ее представителей есть шанс войти в коалиционное правительство вместе с правящим блоком правоцентристских политических партий ФРГ — Христианско-демократического союза и Христианско-социального союза Баварии. В любом случае без одобрения других политических сил «зеленые» не смогут помешать эксплуатировать СП-2.
А вот третий энергопакет ЕС, ограничивающий использование мощностей газопроводов на территории стран, входящих в Евросоюз, одним поставщиком «голубого топлива», может быть более серьезным препятствием. Не случайно ряд депутатов Европарламента от Польши требуют, чтобы Страсбург попытался догнать ушедший поезд и принял дополнительные резолюции от Еврокомиссии, потребовав допуска к газопроводу других поставщиков, кроме «Газпрома». Даже в таком случае Германия с высокой вероятностью примет компромиссное решение — немецкие импортеры будут закупать сырье на границе с Австрией. Тогда юридически трубопровод будут эксплуатировать два поставщика, что Третья газовая директива ЕС не только разрешает, но даже поощряет.
По прогнозу «Газпрома», запуск «Северного потока - 2» в эксплуатацию состоится в октябре, то есть после выборов в Бундестаг. Существенных препятствий для будущей эксплуатации газопровода нет, однако сохраняется неопределенность: информация о будущих контрагентах «Газпрома», которые будут получать газ по новой трубе, пока не раскрывается. До октября осталось не так много времени, поэтому наблюдателям просто необходимо набраться терпения и подождать».
Артем Деев, руководитель аналитического департамента AMarkets: «Газовая директива ЕС действует для газопроводов, построенных после мая 2019 года. СП-2, «благодаря» санкциям США, в этот срок сдан не был, поэтому вместо 55 млрд кубометров газа в год «Газпром» по нему будет пускать только половину. Это удлиняет сроки возврата инвестиций. Хотя, когда рассчитывался проект, эти сроки превышали четыре десятилетия. То есть, средства, вложенные в строительство, российская сторона, скорее всего, вернет только во второй половине XXI века.
Польша и Прибалтика в последние годы включили максимальный режим сопротивления проекту, но сейчас лимит их возможностей практически исчерпан. Украина будет намертво стоять за свои транзитные доходы. Последние договоренности между Германией и США, где функционирование СП-2 жестко увязывается с транзитом через Незалежную, являются подтверждением такому прогнозу. У «Газпрома» по последнему договору о транзите мало возможностей для маневра. Российский поставщик будет исполнять обязанности по поставкам и платить за него больше, чем раньше. Издержки в связи с вводом «Северного потока -2» из-за этого вырастут.
Депутаты Европарламента, в свою очередь, продолжат демонстрировать свое негативное отношение к газопроводу, вносить какие-то предложения, но вопрос энергетической безопасности ЕС однозначен - газопровод нужен европейцам, чтобы обеспечить диверсификацию поставок. Ситуация с ненормальным ростом цен на газ этим летом (котировки тысячи кубометров выросли до $590) и полупустые хранилища перед началом отопительного сезона — тому подтверждение. Экологические экспертизы газопровод успешно прошел еще на стадии согласований. Есть оценки, по которым СП-2 не нарушает природный баланс стран Балтики. Такое резюме подтверждает, что проект соблюдает очень жесткие требования безопасности в плане природоохранного законодательства ЕС.
Назначение Хохштейна старшим советником Госдепа США по вопросам энергетической безопасности и специальным посланником по реализации соглашения о запуске газопровода, конечно, неприятная новость. Он является экспертом по работе энергетических системами и, работая еще при Обаме, детально изучил «кухню» топливных отношений на международном рынке. Он будет очень пристально следить за всеми этапами ввода в эксплуатацию проекта и за его работой в дальнейшем, что грозит новыми проблемами и придирками.
Вместе с тем, уже сообщалось, что после достройки СП-2, по трубопроводу до конца года может быть поставлено чуть более 5 млрд кубометров газа (10% от его максимальной мощности). В любом случае, на полные объемы поставок (27 млрд кубометров в год по Третьему энергопакету) газопровод выйдет не ранее конца 2022 года.
Главная опасность — это то, что США или Германия сочтут, будто Россия использует СП-2 в качестве инструмента шантажа по транзиту с Украиной. Тогда возможны новые санкции — ограничения могут быть введены уже после начала эксплуатации трубопровода».
Антон Гринштейн, эксперт информационно-аналитического центра Hamilton: «Основными рисками для СП-2 является распространение норм Третьего энергопакета ЕС и противодействие партии «Зеленых», если на парламентских выборах в сентябре 2021 года она получит большинство в немецком парламенте. Обе темы связанны между собой.
Пока формальный владелец газопровода, швейцарская фирма Nord Stream 2, не сертифицирован как независимый оператор, именно немецкие парламент, канцлер и суды будут принимать решение, о том должны ли распространяться на «Северный поток - 2» нормы Третьего энергопакета ЕС.
Учитывая темпы строительства и введения в эксплуатацию газопровода, в 2021 году эта тема остро стоять не будет. В начале июня было завершено строительство первой ветки газопровода, а согласно последним заявлениям «Газпрома», эксплуатироваться она начнет примерно в середине октября 2021 года. Это следует из планов российской монополии до конца года поставить через газопровод всего 5,6 млрд. кубометров топлива. При проектной пропускной способности в 55 млрд кубометров в год, очевидно, что осуществлять поставки будут только через одну ветку. Если вторая ветка будет завершена в сентябре, то ее ввод в эксплуатацию придется на начало 2022 года. Именно здесь встанет вопрос о применении правил Третьего энергопакета ЕС к СП-2 — Nord Stream 2 явно к этому моменту не успеет пройти сертификацию в качестве независимого оператора.
Значит, в разгар отопительного сезона в Европе, при рекордном дефиците газа в европейских подземных хранилищах, новому немецкому парламенту и новому канцлеру ФРГ, предстоит решать: применять правила Третьего энергопакета ЕС к «Северному потоку - 2» и оставлять его недозагруженным на половину, или продолжить курс Меркель, позволив новому трубопроводу работать на 100% своей проектной мощности».