Кажется, буквально все вокруг подталкивают к такого рода дауншифтингу: вот и в средние профессиональные учебные заведения в этом году поступило больше вчерашних школьников, чем в вузы. Государство прямым текстом говорит: ау, шибко много развелось офисного планктона, «а заводы стоят». Посмотришь на тарифы мастеров по ремонту квартир, дачных домов, автомобилей и бытовой техники — хм, а ведь и правда, люди хорошо получают!
И социология туда же: опубликовано исследование, сделанное двумя грандами рынка: магазином инструментов и порталом трудоустройства. Две авторитетные организации подсчитывали, сколько сейчас стоит минимальный инструментальный набор для плотника, кровельщика, сантехника, маляра-штукатура, электрика, плиточника, автомеханика, каменщика, электрогазосварщика, монтажника окон ПВХ и сборщика мебели. И выводы получились у них очень оптимистичные: вложить в инструмент достаточно примерно 20% от предполагаемого ежемесячного дохода при работе на себя.
Дорогая реальность
Максимальные вложения должны быть у сантехника (41% от потенциального заработка, или 50 000 рублей при расчетной «зарплате» ремесленника в 120 тысяч рублей). Минимум — у маляра-штукатура, который при том же расчетном заработке потратит на инструмент всего 2300 рублей, или 2%. Не кидайтесь в нас камнями — такое исследование, за что купили, за то и продаем.
При таких цифрах, конечно, все мечты «бросить пыльный офис» и начать уже нормально зарабатывать «руками» активизируются. В случае автора этих строк речь пошла о профессии реставратора ретроавтомобилей, то есть, по сути, того же автослесаря, но с пониманием истории. Сверяемся для начала с уже упомянутым исследованием: предполагаемый ежемесячный доход автослесаря при работе на себя — около 150 тысяч рублей (неплохо!), стоимость набора инструментов для начала работы — 5831 рубль, наиболее дорогие позиции — набор отверток (1197 рублей) и кернер (1000 рублей).
А теперь — немного реальности. Даже не думающий о карьере автослесаря, но занимавшийся когда-либо самостоятельным ремонтом автомобилей человек знает, что отвертками, уж простите, не отделаешься. К необходимейшему инструменту добавляем: трещотку и торцевые головки (без них к некоторым важнейшим гайкам не подберешься вообще, а другие придется вместо минуты откручивать по полчаса). По ценам того же портала комплект стоит 3399 рублей. Обычные рожковые и накидные ключи тоже нужны. И пассатижи нескольких видов. Но будем уж считать, что их авторы исследования включили в «стандартную корзину», а то будет даже неловко.
Итак, я обзавелся всем этим комплектом. И немедленно получаю новый вопрос: если работать на себя (мы ведь уже «разогнались» на доход в 150 тысяч в месяц!), то — где работать на себя? Нужен хотя бы гараж. Элементарный, металлический, из которого через месяц-другой легко могут «попросить» по причине сноса, — 5000 в месяц. Тот, что повнушительнее, в многоэтажных боксах, — дороже, причем далеко не везде разрешают заниматься ремонтом. И зафиксируем для ясности, что «начальный уровень» гаражного автослесаря, о котором мы будем говорить, подразумевает ползание под машиной либо, в самом лучшем случае, работу на чудом имеющейся в старых гаражах яме. Подъемник — это из другого, лучшего мира.
А, собственно, почему речь пошла о ремонте именно ретромашин? Потому что, во-первых, их владельцы (ну, большинство) не воротят нос от гаражных мастеров, а во-вторых — потому что ретротехника относительно проста в ремонте. Практически нет электроники, например, — то есть не нужен компьютер и диагностический сканер. А вот электрика, кстати, бывает весьма сложная, которую двумя проводками и лампочкой не «прозвонишь». Значит, нужен как минимум мультиметр (от 900 рублей).
Чаще всего гаражным автомастерам приходится сталкиваться с коррозией. Ржавчиной, гнилью, трухой, называйте как хотите. Потому что те машины, которые почище-с, ездят к дилерам или в более демократичные, но профессиональные клубные сервисы. А мастер «начального уровня» в гараже пользует такие машины, которым нужна иногда «болгарка» (2790 рублей и режущие диски — расходники, их уходит по нескольку штук за один сеанс работы). И сварка (минимальная цена сварочных аппаратов — около 5000 рублей, но таким аппаратом автомобиль не «вылечишь», нужен полуавтомат, а это другие деньги). Добавляем на все это еще тысяч 20, даже если речь идет о технике б/у. Домкраты (4000 за штуку — нет, сэкономить не выйдет, под машиной лежать мне любимому), упоры (по 1000, штуки четыре), компрессор для очистительного продувания (от 7889 рублей) и так далее. Если залезаешь в мотор даже старой «Волги» — нужны будут динамометрический ключ (от 750 рублей), щупы (от 399 рублей) и много чего еще. Наконец, не забудем свет — без хорошей лампы на длинном проводе (от 750 рублей) делать в гараже нечего. Получаем — нет, не без малого 6000, как обещает магазин инструментов, а с учетом первичных запасов расходников раз в семь-восемь больше.
Вольный охотник Вася
И с этим тоже можно было бы жить — ведь другой соавтор исследования, портал вакансий, обещает автослесарю 150 000 рублей при работе на себя. Но вопрос в том, где найти клиентов для того, чтобы сразу работать в таком режиме.
— Автослесарь без разряда и опыта — ну, если мужик рукастый, то по итогам собеседования и проверки он получит 40–50 тысяч в месяц, через пару месяцев поднимем при хорошей работе, — рассказал «МК» владелец автосервиса в столице Сурен Баблоян. — 150 тысяч мастер заработать может, но это должен быть классный специалист, а самое главное — специалист со своей клиентской базой, тогда он может и от себя работать, и на фирме. Ему будет идти процент от тех клиентов, которых он приводит. Вот если через человека приходит много клиентов, тогда да — 150 «рублей» он получит, иногда бывает и больше. Но клиентская база хорошая обычно у тех мастеров, которые лет 15–20 работают уже. С нуля такое нереально.
Надо сказать, правда, что в области авторетро ситуация чуть лучше: спрос на такие услуги растет, «сарафанное радио» в клубах работает очень хорошо. Но так или иначе обеспечить себе постоянную загрузку на уровне примерно 150 часов в месяц — отдельная работа, и идет она не быстро. Что касается агрегаторов услуг — с ними та же проблема, что и с агрегаторами такси: шума много, шерсти мало. Так что легкого заработка все же не выйдет.
— Клиентская, она же кормовая база — самое сложное в работе на себя, — подтверждает Александр Ковпак, когда-то менеджер, а ныне частнопрактикующий электрик и специалист по ремонту бытовой техники в Подмосковье. — Нужно, чтобы у тысяч человек был твой телефон — раз, и желание обратиться именно к тебе — два. Если эти два условия есть, ты в шоколаде. Мне, чтобы достичь такого состояния, понадобилось шесть лет работы. И надо сказать, что вряд ли что-то получилось бы, если бы я не устроился штатным электриком в районные электросети. Зарплата небольшая — только чтобы не помереть с голоду, но по нынешним временам, кстати, и она полезна. Но зато есть постоянные заявки — и, значит, постоянные знакомства, которые потом продолжаются уже частным образом. Кормовая база при этом имеет свойство сама собой «затухать», если не подпитывать ее новыми контактами. Для этого и нужна штатная работа.
Если же не озаботиться постоянным обновлением этой самой базы, эксперимент с «уходом в ремесло» может так и остаться экспериментом. По словам Александра Ковпака, несколько лет назад его примером соблазнились двое бывших коллег по офисной жизни: один стал специалистом по остеклению балконов (успешно), а второй придумал интересный стартап, который, увы, не «взлетел». Суть неудавшегося бизнеса состояла в том, чтобы «реновировать» имеющиеся во многих квартирах мебельные стенки. Современные светлые фасады на выбор заказчика, новая фурнитура — а главное, нет необходимости сначала разбирать стенку и выносить ее, а потом покупать новые шкафы для хранения! В деревообрабатывающий станок и другие инструменты и материалы начинающий ремесленник вложил около 100 тысяч рублей — и это в 2017 году. Заказов за первые полгода было сделано всего пять, чистая прибыль составила около 20 тысяч рублей.
— Может быть, если бы у моего приятеля был «жировой запас» на год нормальной жизни, чтобы не думать о «зарплате» с собственного дела, все и сложилось бы, — рассуждает электрик. — Но такой возможности у него не было, семью надо кормить, поэтому через полгода он пошел снова устраиваться внаем. И это совершенно стандартная история: нет времени на раскачку, семья требует кушать, поэтому все эти проекты сворачиваются. Вольный охотник Вася должен иметь крепкий тыл, чтобы вырасти и окрепнуть.
Круговорот «болгарок»
Те, кто более практичен и расчетлив, решают начинать с найма — уже в «ремесленной» лиге. Электрики и сантехники — в том же «Жилищнике» (о чем мы уже сказали выше), ремонтники — тоже не сразу с работы на себя, а для начала с опытным бригадиром, автослесари — аналогично. Здесь рисков гораздо меньше, но есть свои недостатки. Первый и главный из них — боль и унижение (даже так — Боль и Унижение), которые «светят» уже не очень юному, но еще совершенно неопытному ремесленнику. Это особенно чувствительно для «белых воротничков», успевших сделать хоть какую-то карьеру и к своим сорока уже напрочь отвыкшим от подобного отношения.
— Очень люблю ковыряться в машинах. Очень нужны были деньги. Но на сервисе проработал ровно неделю, не выдержал, — рассказывает Андрей Поликанин, попытавшийся переквалифицироваться из банковского сотрудника, после того как его банк лишился лицензии. — Увидел вакансию в клубном сервисе, куда сам возил машину на ТО. Поговорил с мужиками — взяли на испытательный срок практически «из милости», то, что я двадцать лет эту марку собираю-разбираю до винтика, не аргумент. Клиент равно дурак, бывший клиент… бывшим не бывает. Все-таки вышел. И тут оказались сразу две засады. Первая: то, как ты крутишь гайки в своем гараже, и то, как надо это делать на сервисе, — это совершенно разные процессы. Нужно работать раз в пять быстрее, чем привык. Второе: я и в двадцать лет привык вставать и уходить, если начинались грубые подначки и ор в мой адрес. Никогда не терпел этого. А здесь снова оказался «новобранцем» — психологически тяжело. В общем, через неделю я с ними попрощался, а через пару месяцев все-таки нашел работу в другом банке. И вздохнул с облегчением.
На память о неделе погружения в мир «синих воротничков» у Андрея осталась «болгарка» — незаменимый инструмент, если нужно отрезать что-то металлическое. Он купил это устройство на второй день работы в сервисе, когда оказалось, что за казенной «болгаркой» нужно буквально занимать очередь. Коллеги посмотрели на это и сказали: «Самый богатый, что ли?» Не поняли, в общем. Забавно, но это «микровложение» оказалось хорошо защищенным от инфляции: та профессиональная модель, что пять лет назад стоила около 7000 рублей, сегодня продается почти вдвое дороже.
— После того как я на своем опыте узнал, чем «туризм» в ремесленном мире отличается от «эмиграции», для меня слова «вкладывать в инструменты» получили еще одно измерение, — смеется Андрей Поликанин. — Серьезно, хороший шуруповерт, перфоратор, «болгарку» ту же самую вы легко продадите, перекрыв инфляцию. Поэтому критиковать тех, кто призывает закупиться инструментом и начать новую жизнь, не буду. Закупиться вполне реально и осмысленно. А с новой жизнью — как повезет.
Так что, увидев на сайте объявлений в продаже профессиональные инструменты, не предполагайте сразу худшее: мол, украли откуда-нибудь с производства. Вполне может быть, перед нами «неношеные детские ботиночки» неудавшегося дауншифтинга. Потому что в этом деле, как и в деторождении до современной медицины, никаких гарантий нет, а печальный итог более чем вероятен.